Программа изучения статей «Логики прогресса»
На этой странице мы систематизируем большую часть наиболее значительных из наших статей в цельную теорию. Если вы раньше не знали, с чего начать изучение «Логики прогресса» и как не пропустить наиболее важные статьи, этот материал – для вас, и вы можете добавить его в закладки на период изучения теории. Если прочтёте все статьи из списка – можете считать, что вы имеете представление о прогрессивной социал-демократии.
Чтобы поменять власть в стране, нужно сначала построить влиятельную партию, способную осуществить это. Чтобы построить влиятельную партию, нужно выстроить эффективно работающую организацию. Чтобы выстроить эффективно работающую организацию, нужно объединение людей со схожими взглядами и пониманием того, что надо делать. А для этого уже следует сформулировать систему взглядов и организовать её изучение. Созданием такой системы взглядов занимается «Логика прогресса». Поэтому созданию социал-демократической партии способствует, во-первых, самостоятельное изучение наших статей читателями, а во-вторых — их преподавание или чтение лекций на их основе.
Однако существуют следующие проблемы. Во-первых, некоторые читатели не понимают, с чего лучше начинать изучение статей журнала. Вторая проблема — частью читателей многие из важных статей упускаются, и в итоге они задают вопросы, на которые нами уже давались ответы. Данная статья нами пишется для того, чтобы читатель мог начать самостоятельное изучение статей, представляя, с чего лучше начать и какие статьи не следует упускать из виду, а также помочь в составлении программы для тех, кто хотел бы организовать изучение статей. Кроме того, социал-демократический координатор должен уметь отвечать хотя бы на основные вопросы, с которыми он столкнётся при работе с общественностью. «Логика прогресса» не даст ответов на все абсолютно вопросы, однако это школа базовой подготовки, которая позволит партийцу стать существенно сильнее.
Ещё одно немаловажное замечание. Почему демократизация времён Третьего гибридного режима (условно это 1986-2012 годы) в России потерпела поражение? Причин этому много, и, с нашей точки зрения, одна из ключевых — отсутствие по-настоящему сильного (идейно и организационно) демократического движения. В 1990-е годы многие люди, резко став «демократами» (настоящих демократов было очень мало), на деле часто не знали о демократии практически ничего. В стране имелись смутные представления о том, что демократия — это многопартийность и выборы, но на этом такие представления нередко заканчивались. Не было сильного демократического движения, объединённого не только организационно, но и идеологически, которое имело бы общую и чётко сформулированную систему взглядов. Идеологические платформы выбирались людьми потому, что они имели уже существующую организацию или лидера, или по причине следования политической моде, а не потому, что люди были уверены в правильности их основных положений (и были хорошо знакомы с этими положениями). Поэтому люди могли легко из коммунистов становиться либералами, из либералов фашистами и так далее — обо всех этих идеологиях они имели, как правило, поверхностное представление. В России 90-х годов были реализованы многопартийность, выборы и некоторые другие элементы демократического устройства, однако не были созданы десятки важных демократических институтов. Тем не менее, немало людей решило, что раз есть многопартийность, значит, есть демократия, а если сейчас всё плохо, то значит, демократия — это плохо. Такая позиция говорит о незнании основ демократии, и это огромная проблема. Человек, который имеет систему взглядов и хорошо разбирается в ней, чаще всего не будет демонстрировать такое поверхностное мышление и так легко менять самоидентификацию. Он не будет поддаваться на такие глупые миражи, как тот, согласно которому для демократии достаточно лишь многопартийности и выборов.
Также, с приходом рыночной экономики в страну люди, которые начинали делать бизнес, зачастую не имели никаких убеждений, никаких ценностей. Они просто знали, что коммунистическая система ценностей, в которую раньше было принято верить, оказалась неверна, поэтому политических взглядов у них не было. Некоторые решили найти жизненные ценности в церкви, но это, как правило, была та же самая церковь, патриарх или верховный муфтий которой сегодня оправдывают войну12. Поэтому неудивительно, что предприниматели Третьего гибридного режима главным образом были аполитичны либо реакционны, и оппозиционные демократические движения практически не получали финансовой поддержки, либо эта поддержка шла малокомпетентным силам. Если бы к началу перехода к рыночной экономике в стране имелось достаточное количество убеждённых социал-демократов, часть из них могла бы войти в сформировавшийся предпринимательский слой и смогла бы оказать финансовую поддержку в создании социал-демократических политических сил, однако этого не произошло либо такие случаи были единичными. Точно так же часть социал-демократов могла войти и в аппарат государственного управления.
Поэтому нам нужна система взглядов. Люди, которые не понимают, почему демократия лучше других систем, и не могут это доказать, не смогут ни бороться за демократию, ни убеждать других в её необходимости. А без таких людей распространение демократических убеждений в стране будет малореально. Система взглядов позволяет получить ясное понимание необходимости демократии, знание того, как она должна быть устроена, и человек, обладающий такими знаниями и волей к борьбе за реализацию демократии, представляет собой настоящего бойца в социальной борьбе, а вместе они составляют социальную группу. Если установить демократию, не имея достаточного количества убеждённых демократов в стране, люди выберут авторитаризм. Для нас приоритетно создать движение настоящих демократов до установления собственно демократического режима. Материалы «Логики прогресса» формируют такую систему взглядов, поэтому мы крайне советуем любому, что желает улучшения уровня жизни в стране, ознакомиться с данной статьёй и знакомить с ней других людей. Изучение перечисленных в ней материалов будет полезно также и для тех, кто собирается критиковать социал-демократию. Не будучи хорошо ознакомленным с основными положениями социал-демократии, не зная вероятных контраргументов социал-демократов, невозможно проводить эффективную критику.
Также отметим для читателей, располагающихся в России. Российская номенклатура, управляющая государством, занимается дезинформацией на постоянной основе и обладает пропагандистским аппаратом исключительной дебилизирующей силы. Отдельные его части внедрены в оппозицию всех степеней радикальности и создают целые легендариумы с дезинформацией. Поэтому мы не можем ручаться за СМИ, не относящиеся к демократическим, и советуем следить за ними строго дозированно и критически, иначе добиться раскодирования от пропагандистской дезинформации вам будет трудно.
Итак, приступим. Прежде всего, мы не можем изучать какую-либо идеологию, не понимая, зачем она вообще нам нужна, какие задачи она должна решать и что нам давать. Поэтому мы сперва должны определиться с ценностями — прогрессивными или консервативными. В самом деле, каждый должен решить, что для него важнее — жить нормально или некие «духовные скрепы», нормальные зарплаты или «величие нации», возможность ездить по всему миру или размер территории государства, жизнь без ненависти или гомофобия, и так далее. В зависимости от того, какой выбор мы сделаем, мы будем либо левыми, либо правыми. Ценности — это цели, которые мы ставим перед собой. Социал-демократы однозначно стоят за прогрессивные ценности, например за высокий уровень жизни (показатели уровня жизни мы рассматривали здесь). Сразу мы также должны отметить, что для разработки методов достижения целей мы должны использовать научный метод — он является основой для разработки инструментария социал-демократии, и поэтому эта идеология постоянно меняется и развивается по мере накопления опыта.
Далее мы должны понять, кто такие социал-демократы, их место среди других политических идеологий, ознакомиться с основными социал-демократическими партиями мира, а также с примерами реформ социал-демократов, таких как Тони Блэр или Лула да Силва, и с основными мифами о социал-демократии. Затем нам важно понять, за счёт чего общество становится процветающим, за счёт чего оно богатеет. Поэтому мы должны изучить статьи о том, почему одни страны богатые, а другие бедные, как работает общество, а также статью о том, как добиться экономического роста. Социал-демократы должны работать над целой массой факторов для того, чтобы сделать конкретную страну процветающей. Здесь же следует ознакомиться с позицией социал-демократов по вопросу имущественного равенства, где объяснено, почему социал-демократы против уравниловки и за принцип социальной справедливости, а не за принцип равенства в имуществе и доходах.
Один из важнейших факторов — государственное устройство, особенно политическая система. Прежде всего, нам важно понимать, что такое государство и избавиться от грубых анархических ошибок, чему способствует эта статья. Далее нам нужно будет изучить статью на тему того, какие политические системы бывают. Один из политических режимов и важнейшая составляющая часть социал-демократии — это, собственно, демократия, и в этой статье мы объясняли, что это такое (а также мы писали о том, что такое сменяемость власти и зачем она нужна). Вы можете ознакомиться с устройством политической системы на примерах Швейцарии, Германии, США. При этом вам обязательно следует ознакомиться также и с устройством российской политической системы — без этого многие не понимают, что в нашей стране в данный момент установлена суперпрезидентская система, где влияние президента на государство действительно колоссально. Ещё одна обязательная для ознакомления статья — о выборе между представительной и прямой демократией. На основе этого мы формируем политическую модель, оптимальную с точки зрения социал-демократии.
Дальше идёт экономическая система. Нам нужно отсечь неэффективные утопии, тупики, которые ведут к экономической несостоятельности. Традиционный тупик левых — это плановая экономика, чью неэффективность мы доказали здесь. Конечно, коммунисты придумывают различные отговорки, чтобы оставаться в плену приятных им иллюзий — к примеру, про компьютерный коммунизм или про «децентрализованную плановую экономику», однако их мы также разбирали. Второй традиционный левый тупик — марксистский фетиш борьбы с частной собственностью. Почему данный фетиш оказался ошибочен, мы показали здесь, развив мысль в статье о национализации — не во всех случаях госсектор вреден, однако повальная национализация представляет опасность (угроза есть и в случае повального или чрезмерного обобществления собственности, о чём мы писали в этом материале). К сожалению, зачастую люди, особенно молодые радикалы, в силу экономического детерминизма и желания резкого слома системы, избавившись от этих предрассудков, бросаются в плен радикализма противоположного, заключающегося в устранении всякого экономического вмешательства государства, даже эффективного (что, конечно, будет замедлять такое общество в развитии по сравнению с обществами, обладающими эффективным государством). Ошибочность этого вида радикализма мы обосновывали здесь, развивая изложенное в статье о роли прогрессивного налога. Исходя в том числе из этих соображений, мы имеем примерное представление о нашей экономической модели.
После экономики идёт культура. Основная проблема отсталых обществ — иллюзии в собственной исключительности и особом пути, ведущие к нежеланию повторять рабочие программы развития и, как следствие, к нищете. Эти иллюзии вырастают из патриотизма, и зачастую сопровождаются расистскими предрассудками. Мы должны расстаться с этими опасными иллюзиями, снизив значение концепта наций и отдав приоритет политической и идеологической идентичности. Об этом мы писали в статьях о безнационализме и национальной политике социал-демократов. Также, мы должны вести борьбу с чумой антизападничества, которой особенно тяжело поражена наша страна. Говоря о культуре, нельзя обойти и вопрос религии. Наши статьи о том, существует ли Бог, о достоверности религии, а также о вреде и пользе религии говорят о том, что социал-демократу вряд ли следует быть религиозным, однако и искоренять религию нам не пристало. Принципы нашей работы в этой области описаны здесь. Вся же сумма культурной работы изложена нами в статье о деконсерватизации.
Условно можно назвать три кита прогрессивной социал-демократии: парламентская демократия (в политике), сокращение неравенства (в экономике), вестернизация (в культуре). Какие меры должны принимать социал-демократы для построения успешного, процветающего общества, помимо реализации упомянутых нами выше требований? Прежде всего, это повышение уровня верховенства права. Во-вторых, это борьба с коррупцией. В-третьих, это повышение уровня свободы прессы. Немалую роль мы уделяем также мирной и разумной внешней политике. Всё вышеизложенное приводит нас к положениям Прогрессивного курса и проекта программы современной социал-демократической партии в России, который ещё, несомненно, будет совершенствоваться.
Многие также бегут значительно впереди поезда и уже, не добившись пока ничего и не научившись покорять хотя бы обозримые высоты, интересуются тем, есть ли у прогрессивных социал-демократов модель будущего, некий утопический концепт. Взамен утопического проекта у нас есть реально достижимые при помощи расширения реформ концепции, которые мы описывали в статьях о Четвёртой промышленной революции и городе будущего. Мы не обманываем людей и не обещаем им будущего, где не нужно будет работать и при этом можно будет получать всё, что захочешь. Мы реалисты и знаем, что только труд и воля общества создают его процветание. И вместе с тем наше будущее, если мы будем делать всё правильно, несомненно лучше нашего настоящего и сулит нам куда более высокий уровень жизни.
Изучив основы теории социал-демократии, мы переходим к вопросу о том, как, собственно, добиться власти и перейти к реализации нашей программы? В материале о том, как добиться смены власти в авторитарной стране, мы объясняли, что нам требуется добиваться превосходства в культурном пространстве. Это мы должны делать путём создания партий и СМИ, путём регулярной политической борьбы всеми способами, минуя популизм и оставаясь в русле наших ценностей. Мы должны понимать, как работают пропаганда и краткие тезисы, как следует распознавать демагогические приёмы и спорить с оппонентом. Мы предпочли бы мирный способ изменения общества, однако в случае, если режим не желает идти на встречу, допустимы революционные методы. Но даже если социал-демократы берут радикальный курс, они не должны ударяться в иллюзии революционного охранительства и большевизма. Мы должны действовать в рамках широкой коалиции с нашими союзниками.
Помимо указанных статей у нас есть также немалое количество других, изучение которых желательно, но уже опционально (они есть в нашей базе знаний). К примеру, мы дальше можем ознакомиться с основными политическими противниками социал-демократов, такими как державники и коммунисты, изучить историю демократии в России, а также разобраться, почему проекты вроде СССР или модели сталинской эпохи не следует рассматривать как адекватные ориентиры.
Не рекомендуем зацикливаться на разборе одной из тем. Например, многие любят застрять на обсуждении различий между политическими идеологиями. Важно понимать, что написанное на «Логике прогресса» не является догмой, наш журнал лишь ставит задачу ознакомления с основами предметов. Углубляться в различия между идеологиями вы можете потом, в рамках личной инициативы. И разрабатывать своё видение, отличающееся от изложенного на «ЛП».
Источники
- И. Носальский. Кирилл предложил россиянам «смыть грехи» в обмен на смерть на войне против Украины // РБК-Украина (www.rbc.ua). 25 сентября 2022 года, 20:38. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ua/ukr/news/kirilo-zaproponuvav-rosiyanam-zmiti-grihi-1664127212.html (дата обращения: 10.11.2022).
- Муфтий Чечни назвал вторжение в Украину «войной за пророка и ислам», а погибших на ней — «шахидами». Мусульмане в России правда так считают? // РБК-Украина (www.rbc.ua). 22 апреля 2022 года, 12:46. [Электронный ресурс]. URL: https://meduza.io/episodes/2022/04/22/muftiy-chechni-nazval-vtorzhenie-v-ukrainu-voynoy-za-proroka-i-islam-a-pogibshih-na-ney-shahidami-musulmane-v-rossii-pravda-tak-schitayut (дата обращения: 10.11.2022).