Как работает общество и что его меняет
Убеждение о предопределённости всего чем-либо одним сегодня является интеллектуальной чумой, не позволяющей людям сохранять здравый рассудок и мышление, не позволяющей им понимать пути к успешному обществу. Нередко нам приходится слышать высказывания в стиле «главное – это изменить экономику», «легализация прав ЛГБТ никак не изменит жизнь в стране», «наша страна не сможет стать богатой из-за климата» и так далее. Эти стереотипы не позволяют людям понять, что для построения успешного общества надо работать над массой различных факторов, оказывающих влияние друг на друга, и существует большое количество групп этих факторов. Эти группы мы и постараемся описать в данном материале.
Во многом эта статья призвана дополнить уже написанное Дароном Аджемоглу и Джеймсом Робинсоном в их труде «Почему одни страны богатые, а другие бедные», который уже был рассмотрен нами в одной из статей. В этой статье мы попытаемся перечислить все институты и все компоненты, влияющие, на наш взгляд, на уровень процветания того или иного общества.
На функционирование общества влияют пять крупных групп факторов: политика, экономика, культура, внешние факторы и человеческий фактор. По видам работы первых трёх групп факторов существует довольно чёткое и известное разделение. Политические факторы могут реализовываться авторитарными, демократическими и анархическими методами. Экономические факторы могут реализовываться через призму концепции плановой экономики, регулируемого рынка и нерегулируемого рынка. Реализация же культурных факторов может быть консервативной, прогрессивной либо вообще сугубо беспринципной, основанной на инстинктах.
Содержание статьи
Политика
Что такое политика? По определению Britannica, это действия, связанные с влиянием на активность и линию поведения правительства, либо с получением или сохранением правительственной власти1. По определению Большой российской энциклопедии, это одна из сфер человеческой деятельности, в которой государства и общественные институты реализуют свои цели и интересы2. Сфера политики – это не только борьба за власть, её удержание и использование, но и согласование интересов (сотрудничество, торг, переговоры, нахождение взаимоприемлемых решений). Условно политику можно разделить на следующие подгруппы факторов: государственное устройство, законы, политические организации и их устройство, практики политической борьбы.
Государственное устройство. Под этим мы подразумеваем, как устроено государство, то есть совокупность управляющих определённой территорией институтов, которая обладает способностью создавать законы, регулирующие поведение людей в пределах данной территории, и поддерживается за счёт доходов от налогообложения. Оно может принимать форму монархии или республики, демократии или авторитаризма, парламентской или президентской демократии и так далее. Имеет значение количество и численность состава государственных структур, количество полномочий у них, распределение полномочий между ними, оплата труда государственных лиц, действующие внутри структур регламенты, способы формирования состава, организация судебной системы и многое другое. К примеру, государство может быть нагружено лишними бюрократическими структурами, и в одном государстве сотня чиновников может выполнять тот же объём работы, что и четыре сотни чиновников в другом государстве, да ещё и получать денег при этом в десять раз меньше. Очевидно, какое из двух государств будет развиваться успешнее при прочих равных. Или, к примеру, одна из государственных структур (например, администрация президента в ельцинской России) может иметь чрезвычайно высокое число полномочий, что в итоге через время приводит к подчинению ей остальных структур и изменению политического режима с гибридного на авторитарный. Всё в государственном устройстве — от рабочих часов в отдельной структуре до организации выборов органов управления — оказывает свой процент влияния на итоговую эффективность государственной системы.
Типичный пример влияния государственного устройства на развитие общества – способы смены власти в демократиях и в авторитарных режимах. В первых власть обычно меняется на выборах. Во вторых сменить власть крайне сложно, в результате чего в случае недееспособности текущей власти уровень жизни и свобод граждан в среднем будет падать довольно долго.
Законы. Значительное влияние на уровень процветания общества оказывают законы, действующие на территории государства. К примеру, если на этой территории не запрещены некоторые виды мошенничества, вполне вероятно, что они будут процветать, что будет наносить ущерб обществу. Или в обществе может быть запрещено оскорблять власть, в результате чего критики власти будет очень мало, и власть не будет осведомлена о своих слабых местах, как итог — над ними не будет вестись должным образом работа и это будет негативно отображаться на уровне процветания общества. К примеру, принятие Закона о гражданских правах 1964 года в США изменило страну – до этого в США существовала сегрегация, после принятия же закона общество в этой стране стало ощутимо эгалитарнее.
Политические организации и их устройство. Здесь мы говорим прежде всего о политических партиях и движениях. Устройство государства может быть демократическим, в нём может быть обеспечена демократия, однако если подавляющее большинство партий и движений в нём будет фашистским, установление фашизма становится вопросом времени. Поэтому без сильных демократических, прогрессивных партий демократия работать не будет и выродится в авторитаризм. Чем больше демократических партий, где преобладают высококвалифицированные кадры с волей к реализации прогрессивных ценностей — тем более процветающим будет государство. Чем больше авторитарных, популистских и просто некомпетентных политических организаций в обществе — тем оно будет менее успешным. Но важно также и то, как устроены эти партии, реализована ли в них внутрипартийная демократия — если нет, то существует риск их вырождения, их скорого обращения в неэффективные организации. Существуют разные примеры влияния политических организаций на развитие государств – НСДАП оказала огромное влияние не только на Германию, но и на весь мир, однако, это влияние было разрушительным. А вот влияние СДРПШ и внедрённой ей концепции «Дом для народа» оказалось положительным для Швеции, и показало достойный пример другим странам.
Практики политической борьбы. Влияние на общество оказывают практики, которые используют оппозиция и власть в политической борьбе. Если власть подавляет оппозицию, фальсифицирует выборы, оппозиция может ответить на это террором, что может привести лишь к росту насилия в обществе, росту популярности авторитарных методов, перениманию оппозицией авторитарных методов и к кровавой революции, после которой отравленная диким авторитаризмом власти оппозиция может стать не лучше прошлой власти, если не хуже. При этом если оппозиция применяет лишь ненасильственные способы сопротивления, это может сыграть негативно, если власть не настроена на переговоры. В Украине культура протеста была развита сильнее, чем в России или Беларуси, в результате оппозиция там смогла сменить власть. В нашей статье про историю демократии в России мы приводили примеры того, как использование практики индивидуального террора как метода политической борьбы негативно повлияло на развитие российского общества.
Экономика
В соответствии с определением Большой российской энциклопедии, в экономику входят отношения людей в процессе хозяйственной деятельности и способы распределения ресурсов (природных, трудовых, финансовых, производственных) в обществе3. Словарь энциклопедии Britannica говорит, что экономика – это система, посредством которой товары и услуги производятся, продаются и покупаются в стране или регионе4. В целом под экономикой мы подразумеваем производство материальных благ и услуг, устройство этого производства и то, как люди в обществе получают к ним доступ. Ведь в конечном счёте уровень жизни и процветания зависит именно от того, сколько люди имеют материальных благ и услуг, а также от их качества. Условно экономические факторы можно разделить на формы собственности, формы обмена, социальную структуру общества, практики социальной борьбы, экономическую деятельность государства, предприятия и их устройства, накопленные материальные блага.
Формы собственности. Обычно собственность делится на государственную и частную (в последнюю входит также и коллективная собственность). Распределение собственности в обществе между двумя этими формами и их подвидами влияет в конечном итоге на уровень жизни в стране. В статье про национализацию мы уже писали, что общества, где преобладает государственная собственность, не показывали высокой эффективности, однако существуют отрасли, в которых государственная собственность предпочтительнее (например, в случае естественных монополий). Правильный баланс между формами собственности в каждой из отраслей является одним из ключей, открывающих путь к нормальному развитию. Про то, как формы собственности влияют на уровень процветания общества, вы можете прочесть в нашей статье о частной собственности.
Формы обмена. Здесь разделение идёт на рыночную систему (свойственную свободному рынку или смешанной экономике) и систему централизованного распределения благ (обычно её пытаются внедрить сторонники плановой экономики, однако рыночные формы обмена всё же, как правило, остаются). Попытки перехода к прямому товарообмену, ликвидации денежных отношений обычно приводят к плачевным последствиям для экономики, так как являются шагом назад в развитии общества. Поэтому для создания процветающего общества важно успешно противостоять таким попыткам. Про влияние формы обмена на уровень жизни вы можете прочесть, к примеру, в нашей статье о плановой экономике.
Социальная структура общества. На уровень развития общества влияет его социальный состав – какие социальные группы в нём имеются, насколько высока концентрация ресурсов в руках одной или нескольких групп. К примеру, при слишком большой численности работников силовых структур в обществе с большей вероятностью будут преобладать репрессивные законы и практики. При наличии организованной преступности, сильных криминальных структур значительное количество граждан будет заниматься грабежом, существенно снижая уровень процветания общества. Высокий уровень социального неравенства тоже опасен, о чём мы уже писали здесь.
Практики социальной борьбы. Мы уже писали, что между социальными группами идёт борьба за интересы, но эта борьба может иметь различные практики. Эти группы могут быть разъединены и враждовать между собой, а могут обладать высокой степенью единства против элит, сотрудничать друг с другом. Они могут вести профсоюзную борьбу, борьбу через суд и забастовки. А могут быть пассивными или проводить классовый террор (в котором будет уничтожены и полезные кадры), в этом случае благосостояние общества будет снижаться. К примеру, в США специальный агент министерства финансов Элиот Несс в конце 1920-х создал специальную группу для борьбы с мафией (предыдущие попытки заканчивались неудачей из-за коррупции в полиции), известную как «Неприкасаемые», и им удалось посадить в тюрьму известнейшего гангстера, возможно, всех времён – Альфонса Капоне5, что стало переломным моментом в борьбе с мафией в США. Несомненно, это позитивно повлияло на благосостояние американского общества. В постсоветской России же, по свидетельству бывшего офицера ФСБ Александра Литвиненко, силовые структуры сами занимались преступными операциями6, что не могло не сказаться негативно на её развитии.
Экономическая деятельность государства. Вмешательство государства в экономику может как мешать, так и способствовать её развитию – зависит от того, что это за вмешательство, какая политика проводится. Мы уже писали здесь о том, какие формы государственного вмешательства способны стимулировать развитие экономики. В тех обществах, в которых государство применяет эффективные практики вмешательства в экономику, общество обычно становится более процветающим, чем там, где используются доказавшие свою неэффективность практики либо где государство вообще не вмешивается в экономическое развитие.
Предприятия и их устройство. Чем больше в стране эффективных, прибыльных предприятий и бизнесов (особенно работающих на экспорт) – тем больше эта страна будет производить благ, и, при демократическом устройстве, большим количеством благ будет обеспечена. Внутри страны они за счёт конкуренции и большого их количества будут дешевле и доступнее для широкого круга граждан. На благосостояние граждан также влияет и то, как эти предприятия устроены – владеет ли ими небольшое количество человек или широкие слои граждан, принимает ли решения один владелец или совет директоров с участием работников предприятия, и так далее. Чем устройство эгалитарнее – тем большее количество граждан получает выгоду от работы предприятий, и тем меньше социальное неравенство. Разумеется, эгалитарность допустима до тех пределов, пока она не влияет катастрофически на эффективность предприятия. Кроме того, не все предприятия и бизнесы являются общественно полезными. К примеру, пользы от мошеннических структур вроде МММ для развития общества нет – это просто перераспределение денег в пользу лиц с навыками мошенничества. А корпорации, имеющие штаб-квартиры в Кремниевой долине в США, не только платят существенные налоги в бюджет, но также привлекают лучшие кадры со всего мира, обеспечивают высокооплачиваемые рабочие места, создают инфраструктуру и так далее.
Накопленные материальные блага. На уровень развития общества оказывает влияние и количество уже накопленных материальных благ, а также опыт их накопления. Естественно, что если имеется две страны – одна уже богатая и одна ещё развивающаяся – они не будут находиться в одинаковых условиях. Уже богатой стране будет легче развиваться дальше. Опыт накопления богатств также оказывает влияние – к примеру, если страна привыкла накапливать богатства за счёт экспорта ресурсов, у неё могут возникнуть проблемы с развитием после истощения этих ресурсов. Поэтому для построения процветающего общества оно должно уметь не только добывать, но и обрабатывать ресурсы. Два государства могут оба проводить грамотную и правильную политику во всех сферах общественной жизни, но, если одно из них изначально существенно богаче другого, то оно скорее всего и будет оставаться богаче, за счёт накопленных ранее богатств.
Культура
Согласно Большой российской энциклопедии, культура – это исторически сложившийся образ жизни людей, включающий в себя ценности и нормы, верования и обряды, знания и умения, обычаи и установления, технику и технологии, способы мышления, деятельности, взаимодействия и коммуникации и так далее7. Группа культурных факторов влияет на то, как в том или ином обществе принято воспринимать какие-либо явления, анализировать их, на основе каких знаний делать выводы и предлагать решения (иногда можно услышать, как это называют «менталитетом», однако мы всё же будем использовать термин «культура»). Процветание общества сильно зависит от знаний этого общества и их распределения, от принятых в обществе ценностей и так далее. Мы здесь разделим культурные факторы на произведения, знания, ценности, идеологии, неполитические организации и их устройство, культурные практики.
Произведения. На развитие общества влияют различные продукты творчества человека – книги, кинофильмы, краткие тезисы, высказывания, символы и так далее (список этих продуктов чрезвычайно обширен). К примеру, Библия оказала существенное влияние на мир, став одним из факторов становления христианства. «Капитал» существенно повлиял на человеческое развитие, ведь он был одним из факторов, благодаря которым коммунистические режимы укрепились на значительных территориях планеты. Труды Карла фон Клаузевица оказали влияние на принципы ведения войн. Если в стране имеется существенное количество литературы, которая эффективно обучает людей постройке домов, организации производства, государственному управлению – всё это будет положительно сказываться на уровне развития страны. В то же время чем больше низкокачественной литературы, распространяющей заблуждения – тем ощутимее это будет мешать развитию. Через произведения передаются знания, ценности. Поэтому создание произведений, несущих полезные знания и ценности – один из методов повышения благосостояния общества.
От экономических детерминистов иногда можно услышать, что заявления, призывы и прочие элементы речи и культуры не влияют на развитие общества. Это антинаучная точка зрения – к примеру, доцент-экономист Гарвардского университета Дэвид Янагизава-Дротт доказал влияние «Радио тысячи холмов» на геноцид в Руанде. Основываясь на физических законах распространения радиоволн, он вывел довольно занимательную формулу. Поскольку в распоряжении RTLM было два передатчика — один в Кигали, а другой на горном пике Муэ, а Руанда действительно сплошь покрыта горами, то горы перекрывают путь радиосигналам. Поэтому в некоторых селениях нет приёма или же частичное покрытие. С помощью карты рельефа учёный с лёгкостью рассчитал уровень сигнала в каждой точке страны. Исходя из данных, сколько именно человек в каждом селении было осуждено за геноцид, он выявил, что в зоне уверенного приёма радио их число было гораздо больше, чем в местах, где сигнала не было. Таким образом, экономист публично доказал влияние радиопропаганды на возникновение резни между тутси и хуту8.
Знания. Человек может знать, что ходить с непокрытым горлом в холодную ветреную погоду чревато простудой, и это знание поможет ему не заболеть, а значит, больше работать и произвести больше благ для общества. Это простейший пример влияния знаний на развитие общества. Чем большее количество людей в обществе знают о вреде диктатуры, знают о способах борьбы с коррупцией, имеют большое количество знаний в своей профессиональной области – словом, чем больше у них положительных знаний, тем более развитым будет общество. Бывают не только положительные, но и отрицательные знания. К примеру, если человеку рассказали о каком-то «способе выиграть у казино», который неверен, и он в него поверил, человек приобрёл отрицательное знание. Это отрицательное знание может серьёзно повредить его финансовому состоянию, которое он при наличии положительных знаний мог бы потратить на более полезные для него и общества дела. Знания могут также проявляться в виде стереотипов, неписаных правил общества. Разница между произведениями и знаниями состоит в том, что первые, как правило, существуют в устной или письменной форме, а вторые существуют в умах людей, составляют их представление о мире, влияют на производимые ими действия.
Большую часть знаний жителей общества формирует система образования, сложившаяся в этом обществе (чаще всего она состоит из государственного образования, являющегося частью государственной системы, и из частных образовательных учреждений, которые можно отнести к предприятиям). Через неё граждане получают знания о том, как надо производить математические вычисления, как читать и писать, получают знания об историческом опыте, произведениях, традициях, ценностях, идеологии, культурных практиках и так далее. Система образования – чрезвычайно мощный рычаг влияния на культуру общества в целом, позволяющий постепенно изменять эту культуру (похожие функции выполняют и СМИ). Обладая контролем над этим рычагом, государство может в значительной степени сформировать либо общество свободных людей, либо в целом фашистское общество.
Ценности. На развитие общества влияют преобладающие в нём ценности. Если общество в целом проповедует ценности человеческой жизни, высокого качества жизни, равноправия, высокой экологичности и другие прогрессивные ценности, это общество будет стремиться к реализации этих ценностей, и, соответственно, достигать более ощутимых успехов в их реализации. Если же в нём преобладают ценности захвата территорий, «единства общества», патернализм и другие консервативные ценности, оно будет лучше добиваться их реализации (впрочем, в сегодняшнем мире и это необязательно — ведь захватчика могут поставить на место, и он не только ничего не приобретёт, но и потеряет то, что имел), но при этом реализация прогрессивных ценностей будет существенно хуже. Ценности ставят цели для общества. Различные исследования подтверждают влияние ценностей на развитие общества9.
Идеологии. Важно также, какие идеологии, какие системы взглядов преобладают в обществе, насколько сильную роль они играют. Они способствуют возникновению и распространению различных знаний, произведений, ценностей, традиций, могут оформляться в политические и неполитические организации. Обычно их в обществе несколько или много. Например, некоторые исследователи считают, что на формирование «скандинавской модели» оказало влияние лютеранство10, другие отмечают, что протестантизм оказал влияние на экономическое развитие некоторых обществ11 и так далее. Идеологии могут как в целом положительно влиять на уровень развития общества, так и негативно (в зависимости от того, какого рода ценности и знания они несут).
Неполитические организации и их устройство. Обычно на территории государства действует большое количество групп людей, объединённых в различного рода организации, чьи основные цели не связаны с получением политической власти. Примеры: профсоюзы, религиозные организации, исторические общества, сообщества футбольных болельщиков, объединения художников, литературные клубы, кружки рисования, спортивные секции, клубы собаководов, шахматные клубы и так далее. В этих организациях могут преобладать те или иные взгляды и знания, и тогда они будут распространителями этих взглядов и знаний; кроме того, эти организации могут выражать свою общественную позицию по тому или иному вопросу, а в крайних случаях и мобилизовывать своих членов на ту или иную активность.
Культурные практики. Значительное влияние на развитие общества оказывает язык, которым владеют и пользуются для получения знаний граждане. От этого напрямую зависит уровень знаний общества. К примеру, если все граждане понимают только зулусский, а на зулусском существует очень мало произведений, содержащих положительные знания, такому обществу будет трудно преуспеть в строительстве, высокотехнологичных производствах и так далее. Если же все граждане свободно говорят на английском, они имеют широчайший доступ к знаниям самых различных профилей (чем выше уровень знания языка – тем легче доступ к знаниям, изложенным на нём). Сюда же можно отнести и традиции: различные обычаи, привычки, праздники, принятые в обществе, могут оказывать некоторое влияние на его развитие. Также сюда относится то, насколько общество в целом готово контактировать с другими обществами, насколько оно активно обменивается с ними знаниями, ведёт торговлю и так далее.
Если в целом культура общества является больше демократической, чем авторитарной, то повышаются и шансы перехода этого общества к демократической политической системе. Овладение демократами культурного пространства страны и вытеснение из него авторитаристов – путь к стабильно демократическому обществу. Однако если большая часть общества будет желать авторитаризма, это желание будет реализовываться на практике на местах и со временем может быть реализовано в масштабе всего общества.
Внешние факторы
Существует масса факторов, на которые влиять крайне сложно, а в некоторых случаях и вовсе невозможно, но тем не менее возможно свести уровень их влияния на процветание общества к минимальным значениям за счёт совершенствования других факторов. Об этом мы уже писали в статье о географическом детерминизме – внешние факторы не могут являться оправданием неуспешности общества.
Местность. Природные условия территорий страны оказывают влияние на то, как она будет развиваться – они могут располагаться в гористой местности, могут быть большей частью равнинными, государство может быть островным, а может не иметь выходов к морю. Значительная часть его земель может быть непригодна для постоянной жизни людей (например, пустыня), а может быть довольно плодородной (как чернозём). На этой местности могут произрастать растения, которые успешно употребимы в быту, могут обитать опасные животные (как волки) или помогающие человеку (как лошади). Ландшафт имел заметное значение для развития на начальных периодах человеческой истории, сегодня же его влияние сведено к минимуму – так, горная и не имеющая выходов к морю Швейцария является одной из самых успешных стран мира, как и удалённая от множества государств и сотрясаемая сейсмической активностью Новая Зеландия.
Климат. Имеет значение также и климат территорий, на которых располагается общество. Он может быть очень холодным большую часть года, а может и вовсе никогда не быть холодным. Он может быть подвержен природным катаклизмам (торнадо, цунами, землетрясения). Он может быть очень жарким, очень ветренным, очень дождливым и так далее. Обычно у каждой обитаемой местности есть свои минусы и плюсы в этом смысле.
Ресурсы. От имеющихся на территориях ресурсов нередко зависит построение экономики государства. Добыча ценных ресурсов, таких как нефть или алмазы, может влиять на развитие государства – как увеличивать его бюджет, так и приводить к так называемому «ресурсному проклятию», когда возникает своего рода «ресурсная мафия», присваивающая доход с добычи ресурсов себе и блокирующая любые попытки этому помешать, в том числе через политические рычаги. К примеру, Норвегия или ОАЭ получают выгоду с продажи ресурсов, а Россия или Конго могут это делать в куда меньшей степени (об этом говорит разница в уровне жизни).
Общества извне. Многое в политике государства зависит от окружающих его соседей. Если соседнее государство – агрессивный авторитарный режим, постоянно угрожающий вторжением, создающий и спонсирующий поддерживающие себя политические движения внутри соседних обществ, занимающийся дезинформацией и дестабилизацией общества (чем занимается, например, Россия в отношении Украины), это создаёт существенные сложности в развитии. Если же окружающие государства проводят миролюбивую политику, склонны к взаимовыгодному сотрудничеству, это может ощутимо помочь в развитии.
Человеческий фактор
Наконец, последняя группа факторов – это человеческий фактор. Многие недооценивают значение этого фактора, но оно очень высокое. К примеру, социал-демократическое движение в России сейчас испытывает дефицит SMM-специалистов. Будь у нас подобный специалист, продвижение наших идей пошло бы существенно быстрее. А ведь подобных специалистов в России немало, не хватает только их воли к развитию социал-демократического движения, а у многих, у кого присутствует воля, отсутствуют необходимые знания. Джордж Бернард Шоу как-то выразился, что «демократия не может стать выше уровня того человеческого материала, из которого составлены её избиратели»12. Здесь он оказался прав – мало будет идеальной политической системы, если общество проваливается в области культуры и человеческого фактора.
Человеческая воля. Воля, желание что-то изменить всегда двигали прогресс вперёд – как научный, так и политический. Человеческая воля и знание позволили человечеству подчинить себе силу электричества, силу пара, силу атома. Это человеческая воля и знание подчинили стихии – огонь, воду, воздух, они отправили человека в космос, они создали виды энергии гораздо более могущественные, чем сила любого из живых существ.
Воля таких личностей, как Владимир Ленин и Лев Троцкий, позволила большевикам демонтировать демократию и установить авторитаризм в России, а у социал-демократов России в тот момент подобных личностей, обладавших волей, знаниями и умениями, не оказалось. Решение Юлия Цезаря перейти Рубикон – один из хрестоматийных примеров влияния воли человека на историю (принятие им этого решения стало началом гражданской войны между сторонниками Цезаря и сторонниками Гнея Помпея в Риме13). Чтобы общество было процветающим, необходимо, чтобы было достаточное количество личностей, ставящих перед собой цель достичь процветания для этого общества. Причём некоторые личности не располагают ресурсами, достаточными для того, чтобы оказанное ими влияние было значительным, а некоторые – располагают. В обществах, где массово культивируется и насаждается психология неудачника – «я ни на что не могу повлиять», «нас слишком мало, чтобы что-то изменить» и так далее – уровень процветания при прочих равных будет ниже, чем в обществах, где культивируется человеческая воля. Воля одного человека или многих человек (особенно объединённых в организации) может создавать знания, создавать законы общества, менять его устройство. Поэтому человеческая воля – фактор, который запускает метаморфозы в очень многих других факторах.
Ценности отдельного человека. Человек может обладать огромной силой воли, но в какое русло эта воля будет направлена – в процветание или в разрушение – зависит от того, какими ценностями он руководствуется. Он может руководствоваться ценностями равноправия и социальной справедливости, а может желать порабощения других народов и людей. На процветание общества оказывает влияние то, сколько волевых личностей ставят перед собой прогрессивные цели, сколько придерживается консервативных ценностей, и сколько людей вообще не имеют никаких ценностей и принципов.
Знания отдельного человека. Человек может обладать волей и даже правильными ценностями, но при этом добиваться их реализации при помощи отрицательных знаний, заблуждений. И это может сильно навредить реализации его ценностей. Это относится не только к знаниям о политике, обществе, идеологиях, но и к различного рода умениям, применяемым на практике. Мастер своего дела – к примеру, мастер, способный починить любой холодильник – тем самым положительно влияет на общество, в отличие от не обладающего знаниями специалиста, который и холодильник оставит в нерабочем состоянии, и все равно потребует при этом денег. Он тратит тем самым своё время, время своего клиента, а в случае обращения в суд и время других людей. А это время могло быть использовано на создание общественных благ. Тратятся деньги, которые могли быть пущены на что-либо более полезное. Поэтому некомпетентные представители различных профессий в целом оказывают негативное влияние на общество (а тем более – люди, которые не обладают никакими полезными для общества умениями), а компетентные, дающие результат – при прочих равных гораздо полезнее для создания процветающего общества. Сюда же мы можем отнести и опыт. Опыт, при условии, что человек действительно его получает и осмысляет, позволяет не повторять ошибок, позволяет более эффективно расходовать время и создавать различные блага.
Как работает общество
Перечисленные выше факторы оказывают прямое или опосредованное влияние друг на друга – к примеру, законы общества могут повлиять на то, как будут устроены формы собственности, а это устройство, в свою очередь, может оказать влияние на то, какие законы будут приниматься в дальнейшем. Чаще всего один из факторов влияет на множество других факторов. Например, если мы говорим о влиянии идеологий, то в случае популярности коммунистической идеологии в обществе могут появляться соответствующие политические организации, под её влиянием будут приниматься законы, которые могут постепенно изменять государственное устройство, что в итоге может привести к слому существующих форм собственности, обмена, социальной структуры общества и так далее. При этом на структуру господствующих идеологий в обществе может влиять также множество факторов – количество популярных произведений в духе той или иной идеологии, социальная структура общества, человеческая воля отдельных личностей и их групп, ценности общества и так далее.
В связи с этим мы видим, что недостаточно изменения какого-либо одного из факторов для построения успешного общества. Необходима работа практически над всеми факторами. Например, парламентская демократия сама по себе даёт немало, но это лишь один из аспектов государственного устройства, и одной её явно недостаточно для построения процветающего общества.
Это мы хорошо видим на примере Индии, которая обладает парламентской демократией, смешанной экономикой – казалось бы, это должно стимулировать рост благополучия в стране (и действительно, уровень жизни и экономика в Индии растут, просто далеко не теми темпами, какими хотелось бы). Но Индию тянут вниз такие факторы, как социальная структура общества (остатки влияния архаичной кастовой системы), отсутствие по-настоящему прогрессивной сильной социал-демократической партии, недостаточно грамотная экономическая деятельность государства, низкое качество системы образования14 и так далее.
Хорошая новость для нас как для социал-демократов заключается в том, что мы можем оказывать влияние на развитие общества, даже не имея государственной власти. Конечно, это влияние будет несравнимо меньше, но при должном и постоянном применении человеческой воли оно будет расти. Мы можем постепенно менять культуру в социал-демократическом русле, а она будет влиять на политику.
«Логика прогресса» и является примером такого воздействия. Являясь продуктом применения воли определённого количества людей, ЛП создаёт произведения (статьи, заметки, агитматериалы), которые влияют на знания и ценности отдельных людей, способствуя созданию цельной идеологии и политических организаций, которые будут способны влиять на другие организации, политические практики и так далее. Запускается таким образом цепная реакция, которая позже может привести к смене государственной власти и даже государственного устройства в целом. То есть человеческая воля — фактор, который не следует недооценивать.
А с человеческой волей, как и с человеческим фактором вообще, в России существуют очень ощутимые проблемы. Очень многие не проявляют вообще никакой воли в политическом смысле и остаются аполитичными, заботясь только о собственном, личном благе. Значительная часть людей обладают отрицательным знанием и борются за него. У нас огромным влиянием обладают деструктивные идеологии и ложные убеждения. И это одна из причин отставания нашей страны.
Итог
Таким образом мы видим, что для того, чтобы существенно повысить уровень развития государства и уровень жизни в нём, мы должны работать над очень обширным комплексом факторов, а не только над экономикой или политикой. Упущение работы над множеством факторов становилось причиной провала предыдущих попыток построения демократии в России. Мы можем начинать работу над этим уже сейчас, не обладая государственной властью – в меру своих сил. В одной из статей мы уже описывали методы политической борьбы – это примеры возможного влияния на функционирование общества. Это работа, которую следует проводить.
Общество состоит из огромного количества механизмов, и политические партии составляют огромные программы с целью показать, какими методами они будут пытаться задействовать как можно большее количество этих механизмов. Такая программа будет и у будущей социал-демократической партии европейского типа в России.
Источники
- Politics // The Britannica Dictionary (www.britannica.com). [Электронный ресурс]. URL: https://www.britannica.com/dictionary/politics (Дата обращения: 15.10.2022).
- Н.А. Сахаров. Политика // Большая российская энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/world_history/text/3154284 (Дата обращения: 15.10.2022).
- Т.Г. Леонова. Экономика // Большая российская энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/economics/text/4927030 (Дата обращения: 15.10.2022).
- Economy // The Britannica Dictionary (www.britannica.com). [Электронный ресурс]. URL: https://www.britannica.com/dictionary/economy (Дата обращения: 15.10.2022).
- Eliot Ness // The Britannica Dictionary (www.britannica.com). [Электронный ресурс]. URL: https://www.britannica.com/biography/Eliot-Ness (Дата обращения: 15.10.2022).
- А. Литвиненко. ЛПГ — Лубянская преступная группировка — New York, GRANI, 2002. — 264 с.
- В.М. Межуев, А.В. Константинов. Культура // Большая российская энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/philosophy/text/2120919 (Дата обращения: 15.10.2022).
- D. Yanagizawa-Drott. Propaganda and Conflict: Evidence from the Rwandan Genocide // University of Oxford (academic.oup.com). 21 ноября 2014 года. [Электронный ресурс]. URL: https://academic.oup.com/qje/article-abstract/129/4/1947/1853091 (Дата обращения: 18.10.2022).
- R. Rutten, J. Gelissen . Social Values and the Economic Development of Regions // ResearchGate (www.researchgate.net). Июнь 2010 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/232888961_Social_Values_and_the_Economic_Development_of_Regions (Дата обращения: 18.10.2022).
- В. Студенцов. Три источника «скандинавского социализма». Часть II. Лютеранство как предтеча // Свободная Мысль (svom.info). Август 2022 года. [Электронный ресурс]. URL: http://svom.info/entry/1226-tri-istochnika-skandinavskogo-socializma-chast-ii-/ (Дата обращения: 18.10.2022).
- М. Вебер. Избранное: Протестантская этика и дух капитализма. — 2-е изд., доп. и испр. — 656 с. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006.
- Джордж Бернард Шоу. Афоризмы / составитель Душенко К. В. — М.: Эксмо-Пресс, Эксмо-Маркет, 2000.
- В.О. Никишин. Рубикон // Большая российская энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/world_history/text/3517723 (Дата обращения: 18.10.2022).
- Quality education // UNICEF (www.unicef.org). [Электронный ресурс]. URL: https://www.unicef.org/india/what-we-do/quality-education (Дата обращения: 18.10.2022).