Вред и польза религии

Вред и польза религии

Самый важный вопрос касательно религии - негативный или позитивный эффект она оказывает по отношению к развитию общества и уровню жизни в нём. Точнее, нам следует разобрать её на минусы и плюсы, чтобы понимать, какие меры нужно принимать в направлении сохранения плюсов и снятия минусов.

Религия приносит больше вреда или больше пользы? Некогда религия выполняла в том числе и прогрессивную функцию в истории развития человечества, поскольку позволяла дать временные ответы на сложные вопросы, на которое человечество не готово было ответить, продвигала часть гуманистических ценностей, организовывала создание объектов культурного наследия. Некоторые её служители были довольно прогрессивны – например, аббат Сиейес был одним из важных деятелей Великой Французской революции и автором брошюры «Что такое третье сословие?». Однако в этой статье нас интересует главным образом не историческая роль религии — мы будем рассматривать, какую роль она играет в современном обществе и способствует ли его развитию.

Учит верить, а не размышлять

Одна из негативных сторон религии и веры заключается в том, что само определение веры, согласно, например, Большой российской энциклопедии, подразумевает, во-первых, принятие определённых утверждений (догматов), во-вторых, личное доверие к Богу как устроителю жизни верующего, в-третьих, личную верность Богу, на «служение» которому верующий отдаёт себя1. Словарь Брокгауза и Ефрона отмечает, что вера – это признание чего-либо истинным независимо от фактического или логического обоснования, преимущественно в силу самого характера отношения субъекта к предмету веры2. Распространение такого отношения к знанию является сильным тормозом для развития общества и вступает в конфронтацию с научным методом, необходимость которого мы обосновывали здесь.

Когда человека учат верить, а не сомневаться, это негативно сказывается на его способности мыслить – его легко обманывают различные секты, заставляя купить свою продукцию, отдать квартиру или взорвать поезд, потому что человек недостаточно научен критически оценивать информацию. Таких граждан легче превратить в террористов, сталинистов, нацистов и вообще управляемых людей. Вера – это способность человека верить в нечто недоказуемое и противоречащее научно установленным фактам. Следовательно, веря в Бога, люди подготавливают себя к тому, чтобы поверить ещё во что-нибудь такое же недоказуемое, недоказанное и противоречивое – в опасность ГМО, легитимность Владимира Путина как президента, во врождённые свойства каких-либо наций и так далее. Религия порождает догмы и убивает критическое мышление.

Но самое главное – религии учат верить в недоказанную, а порой ложную информацию и учат находить оправдания этой вере. В статьях про истинность Священных Писаний и существование Бога мы пришли к выводу, что в религии очень много ложных установок, и учить людей верить в эти ложные установки — значит учить их верить в ложь, принимать ложь и искать ей подтверждения.

Сущность религии… заключается в наборе идей, называемых священными, заветными и тому подобное. При этом имеют в виду следующее: «Вот идея или мнение, и про них нельзя говорить ничего плохого — нельзя, и точка». — «Почему нельзя?» — «Потому что!» Если кто-то голосует за партию, с платформой которой вы не согласны, вы можете спорить об этом сколько душе угодно; каждый из вас будет отстаивать свою точку зрения, но никто при этом не обидится. Если кто-то считает, что нужно увеличить или уменьшить налоги, это можно сделать предметом дискуссии. С другой стороны, когда кто-то заявляет: «Мне нельзя по субботам нажимать на выключатель», мы говорим: «Конечно-конечно, я понимаю».

Почему мы имеем полное право поддерживать лейбористов или консерваторов, республиканцев или демократов, ту или иную экономическую модель, «Макинтош» или «Виндоуз» — но иметь собственное мнение о возникновении Вселенной, о том, кто её создал… нельзя, это священно?.. У нас уже вошло в привычку не бросать вызов религиозным идеям, но смотрите, какой поднялся переполох, когда Ричард это сделал! Все просто разъярились, потому что такие вещи говорить не положено. Но, глядя на вещи трезво, нет иных причин не делать этого, кроме устоявшейся привычки не обсуждать эти идеи так же открыто, как и все остальные3.

Дуглас Адамс - Существует ли рукотворный Бог?

Учит повиновению

Вкупе с предыдущим фактором и сводом обрядов, которые нужно выполнять – крещение, надевание косынок при входе в церковь и так далее – Церковь формирует человека, который приучен подчиняться. Группа верующих, руководимых священником, самими священнослужителями называется «паства», что означает «стадо»4. В 2011 году Патриарх Кирилл заявил, что «нужно молиться, а не на митинги ходить»5. В 2006 году министра образования и науки Андрея Фурсенко освистали представители православной общественности, когда он сообщал, что заканчивается подготовка пособия по истории мировых религий. Представители РПЦ кричали ему: «Сам изучай историю религий! Ты где живёшь, в России или в мире? Космополит безродный!»6

Вот мы всё время проливаем крокодиловы слёзы по поводу коррупции, по поводу криминала. Так ведь не с этого же начинать надо! Никакими правоохранительными средствами не победить грех, а коррупция и криминал – это результат греха человека7.

Патриарх Кирилл

В статье про существование Бога мы уже упоминали, что он порой используется для придания легитимности власти («любая власть — от Бога»), и это также способствует формированию психологии подчинения. Социал-демократам же нужна не послушная масса исполнителей их воли, а люди, которые способны сами творить, сами проявлять волю и инициативу, переосмыслять и подвергать сомнению общепринятые постулаты, совершенствуя их и принося тем самым пользу обществу.

Ничего личного, только бизнес

Мы писали отдельную статью о том, что религия – это прежде всего выгодный бизнес. Также будет отдельный материал о том, что слишком широкое количество священнослужителей негативно влияет на развитие экономики, переводя рабочую силу и ресурсы в отрасль, которая не способствует общественному развитию и росту уровня жизни. Для нас было бы неприемлемо допустить, чтобы значительные по объёмам общественные ресурсы (в первую очередь финансы и рабочая сила) тратились на организацию, приносящую вред, вместо того, чтобы быть направленными на общественную пользу.

Угроза нетерпимости и продвижение консервативных законов

Во многих развитых странах Церковь находится под жёстким контролем общественности, которая свободно может критиковать её и заставлять служителей религии соблюдать установленные ими же правила. Однако там, где Церкви удаётся высвободиться из-под этого контроля, её представители зачастую начинают навязывать свои убеждения остальным и преследовать людей, их не разделяющих. К примеру, в России усилившаяся РПЦ продвинула ужесточение наказаний до уголовных по закону об оскорблении чувств верующих8 (более того, призывала ввести подобные законы и в других странах9) и введение в школах предмета «Основы православной культуры»10, способствовала репрессиям (дело Pussy Riot11, суд над блогером за игру в Pokemon Go в храме12) и так далее. Из-за этого позиция неверующих людей оказалась ущемлённой.

Религиозные деятели часто продвигают и другие антинародные законы – например, о запрете абортов, который оправдывают якобы наличием у эмбриона «души» (одним из инициаторов сурового ужесточения закона об абортах в Польше была местная католическая церковь13). Но само существование «души» столь же не доказано, как и существование Бога, к тому же у эмбриона нет личности и сознания, а вот вред от нежеланного ребёнка как родителям, так и самому ребёнку очевиден (это мы будем разбирать в отдельном материале). В Черногории служители церкви выступали против закона о свободе вероисповедания14; в числе законов, пролоббированных РПЦ – финансовая поддержка религиозных организаций со стороны государства15. Хотя очевидно, что в России финансы очень нужны для решения других проблем.

Усиление религии и, как следствие, религиозных организаций может угрожать серьёзными проблемами для соблюдения прав человека и гражданских свобод, для существования светского государства и даже чем-то большим, если мы возьмёмся вспоминать Крестовые походы и Инквизицию.

Даёт ложную цель

Религиозные люди верят в Рай (место и/или состояние вечной совершенной жизни16) – такая идея позволяет предположить, что не следует судить кого-то, потому что всё рассудят после смерти («не судите, да не судимы будете»17), и не надо пытаться исправить и обустроить реальную жизнь, потому что после смерти она будет совершенной. Это оправдывает преступников, позволяет им уйти от наказания и способствует сохранению или усилению несовершенства реального мира (в то время как загробный, скорее всего, не существует). Кроме того, когда людей учат, что загробная жизнь вечна и намного важнее, чем земное царство, или что наш мир не имеет смысла без загробного существования, это обесценивает наш мир и его людей. Это мешает жить и быть счастливыми сегодня, бороться за свои права и за улучшение жизни. Согласно Иоанну Златоусту, «ничто так не уподобляет нас Богу, как то, когда мы прощаем людей злых, которые обижают нас»18. Социал-демократы считают иначе – если кто-то творит несправедливость, он должен отвечать за это перед обществом, а общество должно прилагать усилия к тому, чтобы призвать его к ответу. Если же считать, что проблемы вроде коррупции, загрязнения окружающей среды, эпидемий и прочие неприятности можно не решать, потому что есть Рай и там всего этого не будет, то несправедливость в реальном мире со временем будет только нарастать. Целью должен быть не Рай, а совершенствование общества в реальном мире.

Освобождает от ответственности за свои поступки

Когда я был маленьким, я молился Богу, чтоб он дал мне велосипед. Потом я вырос и понял: «Бог» — это работает по-другому. И тогда я украл велосипед и стал молиться Богу о прощении!

Приписывается Аль Пачино

Религия даёт моральное оправдание поступкам человека – представление о том, что свои «грехи» можно искупить молитвами или верой (как преподобный Моисей Мурин, бывший убийцей и грабителем, но потом раскаившийся и ушедший в монастырь19), о том, что, помогая Церкви финансово, возможно получить избавление от грехов (например, портал Daily Storm писал, что «в одном городе среди православных говорят, что крупный бизнесмен в конце 90-х годов «заказал» бизнес-партнера, и того застрелили. Прошли годы, и он построил часовню в память о человеке, которого убил, чтобы замолить грех. Церковь приняла такую жертву»20), что «только Бог может меня судить» и так далее. В справедливом обществе преступления регулирует не избирательная религиозная мораль, а закон, исполнение которого неотвратимо (мы писали об этом в статье про верховенство права) и при котором наказание настигнет человека вне зависимости от того, существует Бог или нет, и вне зависимости от того, как он будет замаливать свои грехи.

Вред и польза религии

Также, благодаря своей репутации и особому положению в обществе, священнослужители порой имеют если не юридическую, то фактическую неприкосновенность. К примеру, в 1990-2000-х годах разгорелся скандал вокруг сексуальных домогательств, связанный с выявлением целого ряда случаев сексуального насилия над детьми (мальчиков и девочек в возрасте от 3 до 11-14 лет) в среде священников, монахинь и членов религиозных орденов Римской католической церкви. Согласно проведённому расследованию газеты The New York Times официальный Ватикан не только замалчивал происшествия с несовершеннолетними и не уведомлял о совершённых преступлениях светские власти, но также не проводил внутренних расследований в отношении подозреваемых в совращении21. Жертвы и многие свидетели боялись рассказать о случаях насилия, потому что боялись, что им не поверят из-за уверенности в высоком моральном облике священнослужителей. Голландская католическая церковь в 1950-е годы пошла ещё дальше, и отдавала распоряжение о кастрации изнасилованных её священниками мальчиков, чтобы «вылечить» их от «гомосексуализма»22. Подобные преступления были вскрыты во многих других местах, и счёт жертв идёт на тысячи и даже десятки тысяч – так, в одной только Германии с 1946 по 2014 годы жертвами сексуальных домогательств со стороны служителей Церкви стали более 3600 человек23 (в действительности цифры могут быть намного выше, так как часть документов утрачена, а некоторые жертвы опасались огласки), более чем половине жертв на момент первого случая домогательства не исполнилось 13 лет.

Мешает прогрессу

С точки зрения распределения временных ресурсов религия не очень эффективна. Воскресное утро можно потратить на более полезные вещи.

Билл Гейтс

Чем сильнее религия и вера в её догматы – тем большее противостояние с её стороны встречают исследования, которые противоречат этим догматам или убеждениям влиятельных лиц Церкви. Мы уже упоминали ранее, что церковь в своё время преследовала людей за идеи гелиоцентризма, за идею бесконечности Вселенной и многие другие убеждения. Сейчас религиозные деятели выступают против ЭКО и суррогатного материнства24, против экспериментов по клонированию25, призывают «наконец, развенчать химеру так называемого научного мировоззрения»26 и так далее. Более того – они совершают периодические «набеги» на уже общепризнанные достижения человечества вроде теории эволюции27. Очень высока вероятность, что без жёсткого контроля и противодействия они на этом не остановятся, и будут продолжать наступление на научный прогресс. Общественный прогресс также зачастую ставится под угрозу. Например, представители религий могут оправдывать авторитетом Бога несправедливость и неравноправие, как делает это автор на одном из сайтов:

Так, может, Он, в своём всеведении и милости нескончаемой, понимает, насколько это страшно — всеобщее равноправие, и не позволяет людям его получить?28

Священники даже позволяют себе заявлять, что девочкам не нужно школьное образование29.

Делит на чёрное и белое

Религия делит людей на «плохих» и «хороших» — это мышление вытекает из тезиса о том, что нераскаявшиеся грешники после смерти попадут в ад30, а праведники — в рай31. Этот тезис исключает вероятность того, что в каждом человеке есть и отрицательные, и положительные черты, причём их «положительность» — понятие зачастую субъективное. Акцентирование внимания на том, что есть хорошие и плохие люди, а не хорошие и плохие поступки — благодатная почва для произрастания идеологий, подразумевающих суровое наказание для «неправильных» людей (нацизма, сталинизма, радикального исламизма и так далее). Возможно, истоки не только Инквизиции, но и террора ХХ века в СССР не в последнюю очередь связаны с распространённостью религиозных практик в обществе.

Вред и польза религии

Ввиду недостатка аргументов в пользу своих догматов, Церковь объявляла атеистов и тех, кто желал эти догматы пересмотреть, лжецами, еретиками, слугами Сатаны и так далее. Создавался образ Большого Плохого – в данном случае, Дьявола, наделённого всеми возможными пороками – и дальше находилась связь между инакомыслящими и Большим Плохим, позволявшая уничтожать этих инакомыслящих. Позднее эти приёмы позаимствовали сталинисты, нацисты и российские консерваторы, где в роли Большого Плохого выступили буржуазия/капитализм, евреи и США/НАТО (демонизация). Преследование инакомыслящих практиковалось Церковью, а затем многими партиями и государствами.

Нерациональное вмешательство в личную жизнь

Служители Церкви по причине стереотипа об их моральной возвышенности (что не соответствует действительности – среди нерелигиозных людей, вероятно, столько же «праведников» и «грешников», сколько и среди священнослужителей) считают, что они вправе указывать людям, как «правильно» стричься, одеваться, вести половую жизнь и так далее. Так, священник Павел Гумеров в книге «Малая Церковь», пишет, что девушки, одевающиеся «облегчённо», скорее всего так же себя и ведут, а «большинство изнасилований происходит из-за нескромного поведения женщин»32, чему, разумеется, не приводит никаких доказательств. Протоирей Дмитрий Смирнов заявлял, что отучил одного мальчика ругаться матом, дав ему «по роже»33, а также называл гражданских жён «бесплатными проститутками»34. Тот факт, что он не был лишён сана после подобных высказываний, многое может сказать о политике РПЦ. Протоирей Всеволод Чаплин оказался недоволен антиправительственными высказываниями в интернете: «Сетевых хомячков» вполне можно отправить в действующие войска. Те из них, кто выживет, наверное, станут людьми»35.

Возможно, если указания служителей Церкви разумны, то они полезны для общества. Однако гарантию этого дать никто не способен, а если они неразумны, то оправдано общественное давление на религию и на её указания, и такая религия не должна быть защищена от этого давления.

Религиозные войны и терроризм

Религия разъединяет людей. Часть их считает, что заставить остальных верить в то же самое, что и они – воля высшего существа или действие, угодное этому высшему существу. Каждая религия считает себя истинной, а из этого вытекает, что её следует проповедовать всему миру, как отмечает доктор исторических наук Андрей Зубов36. В результате этого религиозные общества приходят к разногласиям, которые являются потенциальной дорогой к военному конфликту.

Религиозные мотивы войны обычно принимали форму божественных приказов или наставлений. Это обычно приводит к плохому концу; здесь не может быть никаких отклонений, ведь боги гневались или приносили непослушным неудачи. Среди цивилизованных людей, возможно, самыми кровавыми и упорными войнами были те, которые велись из-за различия в религиях37.

Морис Дейви - Эволюция войн

Из крупных религиозных конфликтов можно отметить Крестовые походы (не только восточные, но и европейские), гугенотские войны, арабские завоевания, часть войн Османской империи, священные войны в Древней Греции. Религия не является единственной причиной этих войн. Но она, безусловно, является одной из причин и важнейшим предлогом к их началу. Сузив круг этих причин и предлогов, снизив их силу, мы получим возможность снизить риск возникновения очередных религиозных войн. Религия играет существенную роль в поддержании атмосферы враждебности на Балканах38. Не прекращаются смерти от религиозных конфликтов в Нигерии – сводки новостей регулярно передают об убийствах (500 человек в 2010 году39, 50 человек в 201540 и так далее).

Вред и польза религии

Вред и польза религии

Мы могли также наблюдать и множество случаев террористических актов, основанных на убеждениях об «истинности» своей религии, нетерпимости к чужому мнению, религиозных догматах о «богохульстве» как «грехе». Согласно Евангелию, «всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам»41, согласно Корану же «тех, которые поносят Аллаха и Его Посланника, Аллах проклял в этом мире и в Последней жизни и уготовил им унизительные мучения»42. В некоторых странах богохульство до сих пор карается смертной казнью43. Всё это является катализатором для религиозной нетерпимости и экстремизма – например, губернатор пакистанской провинции Пенджаб Салман Тасир был убит из-за того, что выступал против закона о богохульстве44, учителю Самуэлю Пати во Франции отрезал голову 18-летний чеченец, заявив, что тот «посмел унизить пророка Мухаммеда»45, а в редакции журнала Charlie Hebdo в 2015 году исламские боевики убили 12 человек из-за публикации карикатур на пророка Мухаммеда46. Террористические акты на религиозной почве не являются редким явлением.

Связь религиозности и развития

Если мы возьмём самые религиозные и наименее религиозные страны, и сравним уровень их развития, мы увидим, что обычно менее религиозные страны являются более развитыми. Так, согласно исследованию Gallup за 2015 год47, топ-5 стран с наименьшим количеством верующих составили Китай (85 место в Индексе человеческого развития за 2019 год48), Швеция (8 место), Япония (19 место), Чехия (26 место) и Нидерланды (10 место). Наибольшее количество верующих – в Таиланде (77 место по ИЧР), Армении (81 место), Бангладеше (135 место), Грузии (70 место) и Марокко (121 место). Здесь из общего тренда выбивается только Китай. По данным The Telegraph49, 5 наименее религиозных стран составляют Китай, Япония, Эстония (30 место по ИЧР), Швеция и Норвегия (1 место по ИЧР), 5 наиболее религиозных – Эфиопия (173 место), Малави (172 место), Нигер (189 место), Шри Ланка (71 место) и Йемен (177 место). В среднем по различным данным наименьшая концентрация верующих наблюдается в странах Западной Европы и в восточной части Азии, наивысшая – на Ближнем Востоке и в Африке. По количеству нерелигиозных граждан, как отмечает Pew Research Center, лидируют Китай, Япония, США, Вьетнам и Южная Корея50. Ещё одно исследование Gallup отмечает, что самый высокий уровень религиозности – в самых бедных странах51, то есть религиозность и бедность идут рука об руку.

Вред и польза религии
Наименее религиозные страны согласно данным Фила Цукермана

Профессор социологии Фил Цукерман отмечает, что Дания и Швеция, «вероятно, наименее религиозные страны в мире и, возможно, в мировой истории»52 и при этом обладают одним из самых низких уровней насильственных преступлений в мире и самым низким уровнем коррупции. Газета Independent отмечала со ссылкой на научное исследование Science Advances, что в нерелигиозных странах наблюдается более высокий экономический рост, а влияние секуляризации, как правило, положительное53 (если при этом соблюдается уважение к правам человека и сохраняются демократические институты).

Есть ли польза от религии

Несмотря на все вышеперечисленные факты, религия и религиозные организации имеют свои плюсы и при определённых условиях могут не наносить вред общественному прогрессу, сводить этот вред к минимуму или даже приносить определённую пользу. Большая проблема секуляризации состоит в том, что искоренить религию, как показала практика, на данный момент невозможно, тем более политикой «сверху» (к тому же существует угроза её возрождения в наиболее «мракобесных» формах). Вероятно, можно попробовать провести преобразования в Церкви таким образом, чтобы купировать её минусы, но сохранить её плюсы. Для этого нам следует знать её плюсы, которые не противоречат прогрессивным ценностям.

Во-первых, плюс религии и Церкви заключается в том, что они способны формулировать список ценностных ориентиров в вопросах, которые не могут контролироваться законодательно. Далеко не факт, что Церковь будет способствовать достижению этих ориентиров – это уже зависит от того, как именно она будет действовать и от порядочности самих служителей церкви. Однако такие вопросы, как, к примеру, отношение ко лжи, к гордыне и прочим человеческим качествам, негативно отражающихся на развитии общества, не могут контролироваться законом. Но могут существовать этические законы Церкви, нарушение которых порицается священнослужителями. И при определённых обстоятельствах это может давать эффект. С проблемой регуляции негативных человеческих качеств столкнулись коммунисты в СССР, вынужденные создавать своды нравственных предписаний, таких как «Моральный кодекс строителя коммунизма» или «Двенадцать половых заповедей революционного пролетариата».

Во-вторых, Церковь является формой организации людей. Со всеми вытекающими из этого плюсами и минусами. Если она, как сегодняшняя РПЦ, является авторитарной организацией, управляемой, как утверждают некоторые источники, бывшими агентами служб госбезопасности54, вряд ли такая организация может нести какую-либо пользу для большинства граждан – это очередное укрепление элит в борьбе с обществом. Совсем другое дело, если эта организация максимально прозрачная и демократическая. Если все руководящие посты Церкви выборные и сменяемые, она является одним из центров распространения демократических практик, разделяющих демократические ценности. И в случае попытки посягательства на демократические институты в других организациях – например, в государстве – она способна мобилизовать своих сторонников на борьбу с этими попытками, способствуя, тем самым, сохранению демократии. Всё-таки некоторые церковные деятели вроде Мартина Лютера Кинга или Георгия Гапона являлись также и заметными деятелями оппозиционного движения.

В-третьих, религия порой осуществляет психологическую помощь – либо в виде беседы со священнослужителем, либо в виде молитвы с прошением о чём-либо у высших сил. Мы, как социал-демократы, прекрасно понимаем, что психологическую помощь гораздо эффективнее получать у профессионала, а ложные надежды ни к чему хорошему не приводят. И всё же здесь нет состава явного обмана, тем более что человек зачастую сам понимает то, что понимаем мы, и все равно делает выбор в пользу молитвы.

В-четвёртых, Церковь даёт эстетическое наслаждение. Ещё Лев Троцкий замечал, что «в церковь ходят вовсе не по причине религиозности: светло в церкви, нарядно, людно, хорошо поют, – целый ряд общественно-эстетических приманок, которых не имеют ни фабрика, ни семья, ни будничная улица. Веры нет или почти нет. Во всяком случае, нет никакого уважения к церковной иерархии, никакого доверия к магической силе обрядности. Но нет и активной воли порвать со всем этим. Элемент рассеяния, отвлечения и развлечения играет в церковной обрядности огромную роль. Церковь действует театральными приёмами на зрение, слух и обоняние (ладан!), а через них – на воображение. Потребность же человека в театральности – посмотреть и послушать необычное, яркое, выводящее из жизненного однообразия – очень велика, неискоренима, требовательна, с детских лет и до глубокой старости»55. Люди хотят посмотреть на красоту, театральность. В случае с Православной Церковью проблема в том, как бы заменить её позолоченную полувосточную эстетику на минимализм, не требующий больших затрат ресурсов. Вероятно, большее внимание к музыке, к хору, позволит обществу получать от Церкви пользу – в виде совершенствования музыкальных способностей – и с минимизацией затрат.

В-пятых, порой Церковь помогает людям, оказавшихся в сложной ситуации, обрести временный кров. К примеру, нет ничего плохого в инициативе «Ангар спасения»56 — напротив, это весьма похвально. В идеале, социал-демократическое государство должно минимизировать риск своих граждан остаться без места жительства и средств к существованию. Но даже в случае реализации такой задачи бывают ситуации, когда человеку просто хочется бросить всё и отгородиться от внешнего мира.

В целом мы имеем вывод, что, раз свести религию на нет – это чрезвычайно трудная задача, мы можем повлиять на неё таким образом, чтобы она концентрировалась на тех сторонах своей деятельности, которые способны приносить пользу обществу.

Ложные аргументы в пользу религии

Существует мнение, что без религии ничего бы не сдерживало людей от того, чтобы грабить и насиловать, что «если нет Бога, то всё дозволено». Это ложная информация – для сдерживания преступности существуют законы и система учреждений, их выполнение обеспечивающая. Кроме того, моральные критерии существуют и без религии. Как отмечал известный учёный Владимир Вернадский, «я не смотрю на народ как на зверя с дурными инстинктами, которых удерживает от дурных поступков религия – это положение никогда не было проверено и исходит из обобщений, которые приняты быть не могут»57. Многие атеисты убеждены, что плохо, например, лгать людям, но не потому, что так говорят священники, а потому, что осознают, что ложь может принести вред как им самим, так и другим людям. Преступники и маньяки есть как среди атеистов, так и среди верующих. Причём, по данным 2007 года (более свежих у нас не имеется), верующие составляли 80% граждан РФ58, а среди заключённых верующих было 84,4%59. В 2019 году 52% населения Великобритании было нерелигиозным60, а в тюрьмах Англии и Уэльса нерелигиозные составляли 43,5%61.

Зигмунд Фрейд верно подметил, что «безнравственность во все времена находила в религии не меньшую опору, чем нравственность»62. Было бы наивно думать, что страх преступника перед мифической небесной карой сильнее страха перед реальной силой закона – перед теми наказаниями, которые угрожают ему здесь, на Земле, ибо «виселицу он видит перед собой, а ада он не видит», как писал голландский философ Уриэль Дакоста63. Тем более что какие бы преступления он ни совершал, церковь готова отпустить любые грехи. Как разъяснил «Журнал Московской патриархии», «достаточно покаяться, чтобы любой грех, любая нечистота, телесная или духовная, изгладились полностью. И не вменится человеку грех его, если он принесёт плод, достойный покаяния»64. Доктор философских наук Марк Добрускин отмечает, что религия «не может претендовать на монополию в нравственной сфере как её основной источник и единственная сила, способная к моральному воспитанию народа. Человечность и доброта, бескорыстие и честность, духовность и милосердие, взаимное уважение – все эти и другие моральные нормы сложились не в поле религии, а в глубинах народной мудрости»65. То есть, хоть религия и способна задавать нравственные ориентиры, они, тем не менее, оказываются бесполезными там, где действуют более сильные источники мотивации.

Итог

Религия и Церковь имеют как вредные, так и полезные для общества свойства. Ввиду этого факта, а также того, что радикальные меры борьбы с религией, практиковавшиеся, к примеру, в СССР, не возымели долгосрочного успеха и религия так или иначе находит своих сторонников, для социал-демократов было бы неразумно стремиться к искоренению религии. Однако очевидно, что и принимать вредные её свойства, наличествующие в существенном объёме, также неприемлемо. Основываясь на этих выводах, мы и формируем свои предложения по религиозной политике.

Источники

  1. С.С. Аверинцев. Вера // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (bigenc.ru). [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/religious_studies/text/1908192 (Дата обращения: 18.12.2020).
  2. В.С. Соловьёв. Вера // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890-1907.
  3. Douglas Adams’ speech at Digital Biota 2. Cambridge U.K., September 1998 // The Biota Institute (www.biota.org). [Электронный ресурс]. URL: http://www.biota.org/people/douglasadams/ (Дата обращения: 21.12.2020).
  4. Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.): В 10 т. / РАН. Ин-т рус. яз.; Гл. ред. И.С. Улуханов. Т. 6: (овадъ-покласти) — 608 с. — М.: Рус. яз. — Азбуковник, 2000. — с. 352.
  5. Артем Кречетников. Пресс-служба РПЦ: надо молиться, а не на митинги ходить // BBC News (www.bbc.com). 2 августа 2011 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bbc.com/russian/russia/2012/02/110802_russia_patriarch_rallies (Дата обращения: 18.12.2020).
  6. Юлия Таратута, Павел Коробов. Андрея Фурсенко освистали в Кремле. Церковнослужители обвинили министра в безбожии // Коммерсантъ (www.kommersant.ru). 31 января 2006 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/645044 (Дата обращения: 18.12.2020).
  7. Раскрепощённое общество потребления не может справиться с обузданием человеческих пороков — Патриарх Кирилл // Православие.ru (pravoslavie.ru). 9 мая 2013 года. [Электронный ресурс]. URL: https://pravoslavie.ru/61401.html (Дата обращения: 18.12.2020).
  8. Евгений Козичев, Евгений Федуненко, Ольга Шкуренко. Что нужно знать о 148-й статье УК РФ. История вопроса и мнения экспертов — в материале “Ъ” // Коммерсантъ (www.kommersant.ru). 11 мая 2017 года, 21:08. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3294094 (Дата обращения: 18.12.2020).
  9. В РПЦ посоветовали Франции принять закон о защите чувств верующих // Интерфакс (www.interfax.ru). 31 октября 2020 года, 14:42. [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/russia/735054 (Дата обращения: 18.12.2020).
  10. Святейший Патриарх Алексий вновь подчеркнул необходимость преподавания Основ православной культуры // Официальный сайт РПЦ (www.patriarchia.ru). 1 ноября 2007 года, 15:54. [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/315756.html (Дата обращения: 18.12.2020).
  11. Участниц Pussy Riot объявили в розыск // Радио Свобода (www.svoboda.org). 26 февраля 2012 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.svoboda.org/a/24496251.html (Дата обращения: 18.12.2020).
  12. Ольга Кураева, Анастасия Булатова. Блогера осудили за ловлю покемонов в церкви. Руслан Соколовский получил три с половиной года условно // Коммерсантъ (www.kommersant.ru). 11 мая 2017 года, 13:48. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3293975 (Дата обращения: 18.12.2020).
  13. Святослав Хоменко. “Ад для женщин”. В Польше фактически запретили аборты // BBC News (www.bbc.com). 22 октября 2020 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bbc.com/russian/features-54650911 (Дата обращения: 18.12.2020).
  14. В Подгорице верующие протестуют против закона о вероисповедании // РИА Новости (ria.ru). 26 декабря 2019 года. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20191226/1562889239.html (Дата обращения: 18.12.2020).
  15. Вера Холмогорова, Евгения Письменная, Наталья Костенко. Церковь получит право на государственные деньги // Ведомости (www.vedomosti.ru). 17 февраля 2010 года, 03:29. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2010/02/17/cerkov-poluchit-pravo-na-gosudarstvennye-dengi (Дата обращения: 18.12.2020).
  16. Г.В. Хлебников, А.В. Пожидаева. Рай // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (bigenc.ru) [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/religious_studies/text/3491235 (Дата обращения: 18.12.2020).
  17. Мф. 7:1
  18. Святитель Иоанн Златоуст — Полное собрание творений. Том 7. Часть 1 // Цитаты святых отцов (svyatye.com). [Электронный ресурс]. URL: https://svyatye.com/chitat/Sviatitel-Ioann-Zlatoust-Polnoe-sobranie-tvorenii-Tom-7-Chast-1/1783/ (Дата обращения: 18.12.2020).
  19. Преподобный Моисей Мурин // Официальный сайт РПЦ (www.patriarchia.ru). [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/908502.html (Дата обращения: 18.12.2020).
  20. Александр Слабиев. Меркантильный вопрос: откуда в Церкви берутся деньги // Daily Storm (dailystorm.ru). 11 ноября 2019 года, 15:13. [Электронный ресурс]. URL: https://dailystorm.ru/obschestvo/merkantilnyy-vopros-otkuda-v-cerkvi-berutsya-dengi (Дата обращения: 18.12.2020).
  21. Константин Бенюмов. Молчание пастырей. В укрывательстве священников-педофилов оказался замешан папа Римский // Лента.ru (lenta.ru). 25 марта 2010 года, 19:53. [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/articles/2010/03/25/papa/ (Дата обращения: 18.12.2020).
  22. Католическая церковь Голландии кастрировала мальчиков // BBC News (www.bbc.com). 21 марта 2012 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bbc.com/russian/society/2012/03/120306_dutch_church_castration (Дата обращения: 18.12.2020).
  23. В ФРГ домогательствам католических священников подверглись 3677 человек // DW (www.dw.com). [Электронный ресурс]. URL: https://www.dw.com/ru/в-фрг-домогательствам-католических-священников-подверглись-3677-человек/a-45470383 (Дата обращения: 18.12.2020).
  24. В РПЦ пояснили, почему выступают против суррогатного материнства и ЭКО // РИА Новости (ria.ru). 06 декабря 2019 года, 18:54. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20191206/1562075236.html (Дата обращения: 18.12.2020).
  25. Русская православная церковь – за запрет клонирования // РБК (www.rbc.ru). 26 ноября 2001 года, 16:17. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/society/26/11/2001/5703b3a99a7947783a5a2e69 (Дата обращения: 18.12.2020).
  26. Призывы ограничить активность Церкви рамками прихода — рудимент идеологии политических пенсионеров, считают в РПЦ // NEWSru.com (www.newsru.com). 23 июля 2007 года, 21:05. [Электронный ресурс]. URL: https://www.newsru.com/religy/23jul2007/chaplin.html (Дата обращения: 18.12.2020).
  27. Арсений Томин. Российский священник рассказал о разговоре с духом Чарльза Дарвина // Московский Комсомолец (www.mk.ru). 05 августа 2019 года, 12:23. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mk.ru/social/2019/08/05/rossiyskiy-svyashhennik-rasskazal-o-razgovore-s-dukhom-charlza-darvina.html (Дата обращения: 18.12.2020).
  28. София Варган. К чему ведет равноправие? // Школа жизни (shkolazhizni.ru). 10 сентября 2019 года. [Электронный ресурс]. URL: https://shkolazhizni.ru/world/articles/98909/ (Дата обращения: 18.12.2020).
  29. Учись быть мамой: протоиерей выступил против девочек в школах // Газета.ru (www.gazeta.ru). 04 марта 2020 года, 20:12. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.ru/social/2020/03/04/12989005.shtml (Дата обращения: 18.12.2020).
  30. А.И. Кырлежев, И.Л. Бусева-Давыдова. Ад // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (bigenc.ru). [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/religious_studies/text/1852010 (Дата обращения: 18.12.2020).
  31. Г.В. Хлебников, А.В. Пожидаева. Рай // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (bigenc.ru). [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/religious_studies/text/3491235 (Дата обращения: 18.12.2020).
  32. Священник Павел Гумеров. Об одежде женщин // Православие.ru (www.pravoslavie.ru). 28 февраля 2008 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pravoslavie.ru/4044.html (Дата обращения: 18.12.2020).
  33. Арсений Томин. Протоиерей Димитрий Смирнов отучил мальчика ругаться матом «ударом по роже» // Московский Комсомолец (www.mk.ru). 22 сентября 2019 года, 11:34. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mk.ru/social/2019/09/22/protoierey-dimitriy-smirnov-otuchil-malchika-rugatsya-matom-udarom-po-rozhe.html (Дата обращения: 18.12.2020).
  34. Протоиерей Смирнов сравнил гражданских жен с «бесплатными проститутками» // Интерфакс (www.interfax.ru). 16 февраля 2020 года, 08:11. [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/culture/695524 (Дата обращения: 18.12.2020).
  35. Елена Чинкова. Протоиерей Всеволод Чаплин: «Сетевых хомячков» нужно отправить на войну» // Комсомольская Правда (www.kp.ru). 10 января 2012 года, 2:00. [Электронный ресурс]. URL: https://www.donetsk.kp.ru/daily/25814/2793569/ (Дата обращения: 18.12.2020).
  36. Виктория Кузьменко. «Это новый виток агрессивно-тоталитарного безумия». Эксперты о причинах возвращения религиозных войн // Лента.ru (lenta.ru). 12 марта 2016 года, 08:50. [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/articles/2016/03/12/religion_wars/ (Дата обращения: 18.12.2020).
  37. М. Дэйви. Эволюция войн / Пер. с англ. Л.А. Калашниковой. — 382 с. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2009. — с. 136.
  38. З. Изакович. Политические и этнорелигиозные аспекты югославского конфликта // Федеральный образовательный портал — Экономика, социология, менеджмент (ecsocman.hse.ru). 1996 год. [Электронный ресурс]. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/795/658/1216/008Izakovai.pdf (Дата обращения: 21.12.2020).
  39. Нигерия: 500 человек погибли в религиозных стычках // BBC News (www.bbc.com). 8 марта 2010 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bbc.com/russian/international/2010/03/100308_nigeria_attacks_death_toll (Дата обращения: 18.12.2020).
  40. В Нигерии около 50 человек погибли при нападении мусульман на христианскую деревню // ТАСС (tass.ru). 15 марта 2015 года, 22:02. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1830006 (Дата обращения: 18.12.2020).
  41. Мф. 12:31-32
  42. Сура 33, аят 57
  43. В некоторых странах за богохульство и отступничество приговаривают к смертной казни // Новости ООН (news.un.org). 5 марта 2019 года. [Электронный ресурс]. URL: https://news.un.org/ru/story/2019/03/1350301 (Дата обращения: 18.12.2020).
  44. В столице Пакистана убит губернатор Пенджаба // BBC News (www.bbc.com). 4 января 2011 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bbc.com/russian/international/2011/01/110104_pakistan_governor_killed (Дата обращения: 18.12.2020).
  45. Обезглавивший учителя убийца отправил видео расправы сторонникам ИГ // Лента.ru (lenta.ru). 18 октября 2020 года, 17:55. [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/news/2020/10/18/to_isis/ (Дата обращения: 18.12.2020).
  46. «10 минут на то, чтобы уйти». Сотрудница Charlie Hebdo бежала из дома из-за угроз // BBC News (www.bbc.com). 22 сентября 2020 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bbc.com/russian/news-54249303 (Дата обращения: 18.12.2020).
  47. Losing Our Religion? Two Thirds of People Still Claim to Be Religious // Gallup International (www.gallup-international.bg). 08 июня 2015 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gallup-international.bg/en/33531/losing-our-religion-two-thirds-of-people-still-claim-to-be-religious/ (Дата обращения: 18.12.2020).
  48. Pedro Conceição. Human Development Report 2019 // Human Development Reports (hdr.undp.org). [Электронный ресурс]. URL: http://hdr.undp.org/sites/default/files/hdr2019.pdf (дата обращения: 21.12.2020).
  49. Oliver Smith. Mapped: The world’s most (and least) religious countries // The Telegraph (www.telegraph.co.uk). 14 января 2018 года, 7:00. [Электронный ресурс]. URL: https://www.telegraph.co.uk/travel/maps-and-graphics/most-religious-countries-in-the-world/ (Дата обращения: 18.12.2020).
  50. Religious Composition by Country, 2010-2050 // Pew Research Centre (www.pewforum.org). 2 апреля 2015 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pewforum.org/2015/04/02/religious-projection-table/2020/number/all/ (Дата обращения: 18.12.2020).
  51. Steve Crabtree. Religiosity Highest in World’s Poorest Nations // Gallup (news.gallup.com). 31 августа 2010 года. [Электронный ресурс]. URL: https://news.gallup.com/poll/142727/religiosity-highest-world-poorest-nations.aspx (Дата обращения: 18.12.2020).
  52. Zuckerman, Phil. Society Without God: What the Least Religious Nations Can Tell Us about Contentment. New York: New York University Press. p. 2. Zuckerman’s work is based on his studies conducted during a 14-month period in Scandinavia in 2005—2006.
  53. Josh Gabbatiss. Non-religious countries experience greater economic growth, study finds // Independent (www.independent.co.uk). [Электронный ресурс]. URL: https://www.independent.co.uk/news/science/religion-economic-development-wealth-gdp-bristol-university-a8453386.html (Дата обращения: 18.12.2020).
  54. Анатолий Чиквин. «Патриарх Кирилл — агент КГБ и сигаретный митрополит»: почему глава РПЦ поссорился с болгарскими властями // TJ (tjournal.ru). 8 марта 2018 года. [Электронный ресурс]. URL: https://tjournal.ru/flood/67372-patriarh-kirill-agent-kgb-i-sigaretnyy-mitropolit-pochemu-glava-rpc-possorilsya-s-bolgarskimi-vlastyami (Дата обращения: 18.12.2020).
  55. Л. Троцкий. Сочинения. Серия VI. Проблемы культуры. Том XXI. Культура переходного периода. — 520 с. — М.-Л.: Государственное издательство, 1927. — с. 25.
  56. Ася Хованская. Как Церковь помогает бездомным вернуться в нормальную жизнь // Комсомольская правда (www.kp.ru). 24 сентября 2020 года, 15:10. [Электронный ресурс]. URL: https://www.donetsk.kp.ru/daily/217186/4292910/ (Дата обращения: 18.12.2020).
  57. В.И. Вернадский. Письмо Н.Е. Вернадской 3 июля 1888 г. // Архив РАН. Ф. 518. Оп. 7. Ед. хр. 35. Л. 23.
  58. ROMIR Monitoring провел опрос об отношении россиян к вере // Информационно-аналитический центр СОВА (www.sova-center.ru). 21 ноября 2007 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sova-center.ru/religion/discussions/how-many/2007/11/d12064/ (Дата обращения: 18.12.2020).
  59. Евгений Степун. 1090,94 тыс. верующих заключенных // Коммерсантъ (www.kommersant.ru). 05 ноября 2007 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/821727 (Дата обращения: 18.12.2020).
  60. Harriet Sherwood. UK secularism on rise as more than half say they have no religion // The Guardian (www.theguardian.com). 11 июля 2019 года 00.01. [Электронный ресурс]. URL: https://www.theguardian.com/world/2019/jul/11/uk-secularism-on-rise-as-more-than-half-say-they-have-no-religion (Дата обращения: 18.12.2020).
  61. D. Clark. Leading religious faiths of prisoners in England and Wales as of March 2019 // Statista (www.statista.com). 22 ноября 2019 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/statistics/872042/leading-religions-of-prisoners-in-england-and-wales/ (Дата обращения: 18.12.2020).
  62. Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А.А. Яковлева: Перевод. — 398 с. — М.: Политиздат, 1990. — с. 126.
  63. История философии: в 5 т. Т. 2. С. 18.
  64. Журнал Московской патриархии. 1973. № 11. С. 27.
  65. М.Е. Добрускин. Атеизм «на скамье подсудимых» // Философия и общество. – 2005. – №№ 1(38). – с. 16–37.

Если у вас имеются материалы, которые возможно добавить в статью - пишите, пожалуйста, в комментарии. Если ваши факты подтверждаются авторитетными источниками и вписываются в статью, мы обязательно их включим.

У нас нет миллионных рекламных бюджетов, поэтому делитесь статьёй в соцсетях, если разделяете мнение, высказанное в ней

Больше статей – в разделе "База знаний"