Какие существуют политические идеологии и партии
В этой статье мы постараемся перечислить все сколько-нибудь заметные на сегодняшний день политические движения и идеологии, а также составить приблизительную структуру для лучшей их систематизации и облегчения последующего разбора и критики.
Для чего нужно знать имеющиеся политические движения? Для неопределившихся со своими политическими предпочтениями это способ выбрать наиболее подходящее для себя, для тех же, кто определился – способ ориентироваться в политическом пространстве: понимать, кто его союзники, «попутчики» и оппоненты, понимать, к какому движению принадлежит оппонент и быть готовым ко взаимной критике.
Мы будем разделять политические движения, в первую очередь, по предпочитаемой и практикуемой ими политической системе. В итоге у нас получается 4 группы движений: демократические, гибридные, авторитарные и анархические. Мы будем перечислять их от левых к правым. В статье о правых и левых движениях мы разобрали, почему критерием здесь является соответствие движения прогрессивным или консервативным ценностям, и уровень жизни, который они могут обеспечить. Прогрессивным ценностям лучше всего отвечают демократические движения, консервативным – авторитарные. Внутри группы мы также будем перечислять движения слева направо. При оценке движений мы будем руководствоваться не только декларируемыми ими ценностями, но и их результатами практической реализации. Анархические движения, как нереализуемые успешно на практике, мы не относим ни к правым, ни к левым.
В данной статье мы не приводим историю и примеры реализации политического движения и идеологии, задача статьи – обозначить различия, осуществить навигацию. Также некоторые не играющие значительной роли ответвления мы сочли уместным не упоминать.
Демократия
К демократическим движениям мы относим те движения, которые разделяют или по большей части разделяют те принципы демократии, которые мы обозначили в статье про эту политическую систему. Эти принципы предполагают одинаковые для всех правила игры, взаимоуважение и итоговое нахождение общего консенсуса, поэтому демократические движения гораздо лучше способны договариваться между собой. Если авторитарные движения находятся в постоянной конфронтации друг с другом (из-за того, что каждое из них стремится забрать всю власть себе и не допустить сильной оппозиции), демократические движения являются единственными, которые способны создать широкую коалицию (мы уже писали ранее об этом более подробно) и демократическую систему. Из-за того, что каждое из этих движений готово признавать победу другого движения на выборах и выступает за плюралистическое представление различных движений во власти, для любого демократического движения другое демократическое движение является в намного меньшей степени противником, чем любое авторитарное движение.
Демократические социалисты. Как отмечает доктор исторических наук Александр Шубин, демократический социализм – это направление в социалистической и отчасти коммунистической идеологии, выступающее за неразрывное сочетание демократии и социализма1. В своей статье про экономические системы и формации мы отмечали, что социализм – это общественная или государственная собственность на средства производства. К демократическим социалистам можно отнести либертарных социалистов и часть еврокоммунистов. При этом некоторые демократические социалисты не разделяют принципа парламентской демократии, и отдают предпочтение прямой демократии (здесь мы описывали, почему эта система является менее эффективной, чем парламентская демократия; также следует отметить, что она куда ближе к анархии, чем к демократии). Обычно партии демократических социалистов состоят в Партии европейских левых, всемирного интернационала у них не имеется (некоторые партии входят в Прогрессивный альянс).
Социал-демократы. Поскольку «Логика прогресса» — это социал-демократический журнал, не стоит удивляться, что у нас имеется отдельная статья о том, что такое социал-демократия. Соответственно, эсдеки – то политическое движение, которое разделяет принципы, обозначенные в этой статье. От демократических социалистов их отличает то, что для них вопрос собственности не принципиален. Социал-демократы считают, что формы собственности неважны, главное – чтобы лучше всего реализовывались прогрессивные ценности. Интернационалом социал-демократов сегодня является Прогрессивный альянс, который приходит на замену Социалистическому интернационалу.
Социал-либералы. Доктор философских наук Борис Капустин даёт такое определение социал-либерализму: «это та ветвь либерализма, которая понимает социальную обусловленность свободы. Во всех известных мне ветвях социал-либерализма свобода акцентируется как абсолютный приоритет… Социал-либерализм… оставляет и возможность свободы: он рассматривает социальные условия её реализации. Это самое важное»2. То есть социальное государство рассматривается социал-либералами как гарант свободы, а социальная справедливость их интересует в меньшей степени, и этим они отличаются от социал-демократов, которые ставят эти ценности примерно наравне. Соответственно, социал-либералов не волнует несправедливость в разнице доходов – главное, чтобы все граждане были обеспечены настолько, чтобы обеспечить их свободу. Поэтому они, выступая за социальное государство, могут даже не поддерживать идею прогрессивного налога. Более левые социал-либералы состоят в Прогрессивном альянсе, более правые вместе с остальными либералами входят в Либеральный интернационал и Альянс либералов и демократов за Европу.
«Зелёные». В Большой российской энциклопедии «зелёные» определяются как политические партии и объединения, выступающие в защиту окружающей среды, за развитие гражданских прав, разоружение, проведение политики мира и так далее3. Это – приоритеты их политики, в остальном же, как правило, их политика совпадает с требованиями соцлибов, соцдемов или демсоцев. Только там, где соцдем предпочтёт, условно говоря, направить государственные субсидии на развитие промышленности, «зелёные» их направят в развитие альтернативных источников энергии. Словом, от предыдущих движений их отличают приоритеты. Международная сеть зелёных партий называется «Глобальные зелёные».
Некоторые «зелёные» партии, вроде Союза крестьян и зелёных Литвы, не являются традиционными «зелёными» и базируют основные принципы своей политики на консерватизме, однако в данный момент такие движения не являются значительными в мировом масштабе.
Христианские демократы. Britannica определяет христианскую демократию как «политическое движение, тесно связанное с католицизмом и его философией социальной и экономической справедливости. Она включает в себя как традиционные церковные и семейные ценности, так и прогрессивные ценности, такие как социальное благополучие»4. Можно сказать, что движение очень близко к социал-либералам, а иногда и даже к социал-демократам или демократическим социалистам, но при этом разделяет часть консервативных ценностей, что проявляется, например, в поддержке Церкви, выступлениях против абортов и так далее. Обычно партии христианских демократов состоят в Центристском интернационале либо в Международном демократическом союзе (в обоих случаях туда также зачастую входят консервативные партии). ХД и консерваторы также формируют Европейскую народную партию.
Неолибералы. БРЭ определяет неолиберализм как «совокупность экономических, социально-философских и политических концепций, отдающих приоритет частному интересу, конкуренции и правам собственности над принципами социальной справедливости и оценивающих рынок, не стесняемый государственным вмешательством, как оптимальный механизм координации экономических ресурсов, сохранения и реализации личных свобод»5. В то же время доктор политических наук Николай Баранов отмечает, что основное различие неолиберализма и классического либерализма состоит в разном понимании общественной роли государства. Если классический либерализм выступал против вмешательства государства в экономическую жизнь, современные либералы отводят ему значительную роль в решении социально-экономических проблем6. Таким образом, инструментарий неолибералов относительно широк и не подразумевает невмешательства государства, однако он не подразумевает и обязательного социального государства – оно, по представлению неолибералов, может быть как создано, так и сокращено. Однако, учитывая то, что на создании и расширении социального государства концентрируют свою деятельность социал-демократы и социал-либералы, чаще всего неолибералы занимаются всё же его сокращением. Обычно неолиберальные партии входят в Либеральный интернационал.
Классические либералы. Что такое классический либерализм? По мнению Николая Баранова, «в мировоззренческий комплекс классического либерализма вошли представления о самоценности личности, её свободе от групповых, классовых и национальных ограничений, идеи космополитизма, гуманизма, прогресса, демократизма»7. Кроме того, ядро классического либерализма образуют следующие положения:
- абсолютная ценность человеческой личности и изначальное («от рождения») равенство всех людей;
- автономия индивидуальной воли;
- существование неотчуждаемых прав человека (на жизнь, свободу, собственность);
- договорный характер отношений между государством и индивидом;
- верховенство закона как инструмента социального контроля;
- ограничение объёма и сфер деятельности государства;
- защищённость — прежде всего от государственного вмешательства — частной жизни человека и свобода его действий (в рамках закона) во всех сферах общественной жизни.
Основная ценность классических либералов – индивидуальная свобода. Как правило, для них это не означает необходимости социальных условий её реализации, как для социал-либералов. Поэтому класслибы выступают за максимально возможную минимизацию вмешательства государства в жизнь общества, однако всё же не за полный отказ от государства, что отличает их от анархо-капиталистов. К классическому либерализму вполне можно отнести и минархизм.
Парламентские монархисты. Как отмечает БРЭ, «в конституционной монархии принята конституция и действует парламент. Конституционная монархия имеет две разновидности: дуалистическая и парламентарная… В парламентарной монархии правит партия, победившая на выборах в парламент: правительство формируется этой партией (блоком партий, имеющим большинство в парламенте) и несёт ответственность перед парламентом, но не перед монархом. Монарх действует «по совету» правительства (премьер-министра), за действия монарха по управлению государством несёт ответственность правительство»8. Сторонники парламентской монархии, как правило, выступают за демократические институты и политическую власть парламента с ограничением власти монарха, но сохранением института монарха как гаранта конституции и политической системы, а также как «любимца народа», обеспечивающего в глазах этого народа легитимность реальной власти – парламента. В некоторых странах, например, в странах Северной Европы, парламентская монархия оказалась совместима даже с властью социал-демократов. Поэтому спектр взглядов парламентских монархистов оказывается довольно широким, и они могут быть основаны на различных течениях от социал-демократов до национал-демократов.
Национал-демократы. При определении термина «национал-демократы», говорит директор центра «Сова» и член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Александр Верховский, следует «в первую очередь, смотреть на группы, которые на самом деле – не в названии, не в отдельных оговорках — как-то пытаются сочетать националистические и либерально-демократические ценности»9. То есть, проще говоря, это националисты, которые при этом признают демократию фундаментальной ценностью своей идеологии и в своей риторике не допускают призывов к нарушению прав человека. От других демократических движений их отличает склонность к ограничению миграции, формированию нации и другие националистические ценности, которые возможно совместить с демократией.
Гибридные
Между демократией и диктатурой существует некоторая политическая зона, куда входят движения, которые реализуют либо переход от демократии к диктатуре, либо создают управляемую демократию, либо допускают использование как демократии, так и управляемой демократии либо диктатуры (то есть партия может быть и демократической, но с потенциальной возможностью трансформации). Например, они могут реализовать многопартийность и наличие независимой прессы, но при этом преследовать реально оппозиционные им партии и СМИ. Такой строй нельзя назвать ни демократией, ни диктатурой, поэтому для репрезентации такой политической зоны мы будем использовать термин «гибридные движения». Не будем недооценивать гибкость этих движений и их возможность маскироваться под различные идеологии, однако всё же чаще всего к ним принадлежат различные консервативные движения. Они всё ещё не очень хорошо изучены, поэтому мы будем приводить собственные определения.
Кандидат исторических наук И.Л. Ларионова отмечает, что современный консерватизм объединяет три мало различающихся между собой течения: неоконсерватизм, традиционалистский консерватизм и социальный консерватизм10. Под неоконсерватизмом здесь подразумевается политика Рональда Рейгана и Маргарет Тэтчер (в нашей классификации это либеральный консерватизм), под традиционалистским консерватизмом — то, что мы рассмотрим далее как правый консерватизм.
Гибридные движения являются одной из самых больших угроз для демократии, так как они могут выдавать себя за демократические, но позже трансформироваться в авторитарные для захвата власти. В результате этого демократические движения могут не распознать вовремя угрозу с их стороны.
Социал-консерваторы. Как и у других консерваторов, идеология этого движения по большей части основана на консервативных ценностях. Отличие социального консерватизма заключается в том, что он выступает за социальное государство.
Либерал-консерваторы. В отличие от других консерваторов, либконы могут перенимать часть прогрессивных ценностей и могут быть гораздо более демократичны, однако социальное государство они, как правило, сокращают, и выступают за приоритет частной собственности в экономике, зачастую проводя приватизации и максимально возможные сокращения прогрессивного налога. Либерал-консерваторы не обязательно должны быть гибридным движением, они могут быть и демократическим движением (зачастую это зависит от их лидерского состава – к примеру, до прихода в лидерский состав Республиканской партии США Дональда Трампа это была демократическая либерал-консервативная партия, однако Трамп – типичный гибридный либерал-консервативный политик). Описанные нами российские праволибералы являются типичными представителями либерал-консерватизма.
Правые консерваторы. Политика этих консерваторов чаще всего сопровождается националистической риторикой, усилением роли религии, в то время как в вопросах экономики и политики они руководствуются соображениями популизма.
Многие консервативные партии входят в Международный демократический союз или Центристский интернационал.
Авторитаризм
Авторитарные движения выступают за установление централизованной власти, диктатуры, однопартийной системы или абсолютной монархии; они не разделяют общепринятые принципы демократии. Это подразумевает, что в случае получения ими власти их организация станет единоличным держателем власти, отстранив все остальные партии от управления или максимально возможно ограничив их участие. То есть авторитарные движения выражают интересы в первую очередь своих же участников и сторонников, а не большинства граждан страны (так как граждане обычно имеют разные политические взгляды и предпочтения, которые к тому же время от времени меняются, что доказывается результатами выборов в демократических странах). Таким образом, авторитарные движения выражают интересы узких элит (если быть точнее – узких групп, стремящихся стать элитами) и не могут быть отнесены к левым. Также из-за своего авторитаризма они не могут создать долговременный союз между собой (поскольку в конце должен остаться кто-то один), поэтому без внешней помощи они редко имеют шанс набрать достаточно сил, чтобы свергнуть авторитарный режим.
Титоисты. Как сообщает толковый словарь по политике, титоизм – это «разновидность коммунизма, которой придерживался Иосип Броз Тито… Социализм Тито исключал централизованное планирование. Им была создана своеобразная форма рыночной экономики, основанная на рабочем самоуправлении в промышленности и на частном предпринимательстве в сельском хозяйстве, а Югославия превратилась в подлинно федеративное государство»11. В целом титоизм представляет собой, пожалуй, самую мягкую из коммунистических концепций – сохраняя авторитаризм и даже личную диктатуру, он подразумевает экономические свободы и попытки совместить их с социальной справедливостью по сравнению с остальными коммунистическими движениями. Рыночное распределение сохраняется, формы собственности же – смешанные. Сегодня титоизм как политическое движение не представлен сколь-нибудь существенно, хотя интерес к его «самоуправленческому социализму» всегда был высок.
Рыночные марксисты. Хотя специального термина для этого политического движения не существует, мы всё же считаем нужным его ввести, потому что, как показывает практика, это единственная форма марксистских движений у власти, которая сумела дожить до сегодняшних дней и даже добиваться определённых экономических успехов. Рыночный марксизм – это политическое движение, основанное на идеях марксизма, предполагающее концентрацию власти в руках у коммунистической партии и наличие рыночного сектора экономики. Типичные примеры рыночного марксизма – Советская Россия в период НЭПа и Китай, начиная со времён Дэна Сяопина. При этом рыночные марксисты разделяют немалую часть прогрессивных ценностей. Данная форма марксизма показала, что она способна успешно проводить индустриализацию, добиваться экономического роста и роста уровня жизни, однако, как и любая авторитарная система, она показала также и свою политическую уязвимость, как это произошло во время захвата власти Иосифом Сталиным – из-за отсутствия демократии рыночный марксизм обречён находиться под угрозой трансформации в террористическую диктатуру. Также она не способна обеспечивать высокий уровень гражданских свобод и прав человека. Помимо всего этого, пока не ясно, какие пределы роста экономики при этой форме общественно-политического устройства – например, известный экономист Дарон Аджемоглу считает экономический рост Китая типичным примером роста при экстрактивных институтах, и отмечает, что «даже если в условиях экстрактивных институтов и удастся достичь некоторого уровня централизации, это все равно ненадолго»12. От титоистов рыночные марксисты отличаются тем, что не питают склонности к поддержке рабочего самоуправления.
Троцкисты. Согласно БРЭ, троцкизм – это «разновидность марксизма, международное леворадикальное идейно-политическое течение, основанное на идеях Л.Д. Троцкого… Основное положение – концепция перманентной (непрерывной) социалистической революции. Троцкизм исходит из признания объективной готовности мирового хозяйства в целом для социалистической революции, без которой «всей культуре человечества грозит катастрофа». Одна из главных идей – идея невозможности построения социализма в одной отдельно взятой стране в условиях усиления взаимозависимости стран»13. Фактически троцкизм представляет собой ортодоксальный марксизм, который подразумевает необходимость мировой революции, упразднение частной собственности. Троцкисты критикуют сталинский СССР, считая его переродившимся бюрократическим государством. Фактически от рыночного марксизма троцкизм отличается только ориентацией на мировую революцию и требованиями внедрения части демократических инструментов (сменяемость власти), но иногда троцкисты не разделяют принципы политики НЭПа и требуют немедленной национализации или обобществления собственности. Троцкистские организации, как правило, входят в Воссоединённый Четвёртый интернационал, Интернациональную Социалистическую Альтернативу или Международный комитет Четвёртого интернационала.
Советские патриоты. Под этим термином мы понимаем людей, ностальгирующих по СССР, либо симпатизирующих строю, который был установлен при Никите Хрущёве/Леониде Брежневе. Этот строй известен также как «реальный социализм» или «развитой социализм». Реальный социализм — это вид социалистического общества, строившегося в Советском Союзе и других странах, входивших в состав социалистического содружества: Болгария, Венгрия, Восточная Германия, Вьетнам, Куба, Монголия, Польша, Румыния, Чехословакия14. Он подразумевает государственную собственность на средства производства и плановую экономику, однопартийную диктатуру, а также принятие в основном консервативных ценностей. От сталинизма советский патриотизм отличается заметно меньшей склонностью к террористическим методам, а также необязательным принятием марксизма как фундамента – для советского патриотизма конечной целью является не коммунистическое общество, а просто возврат системы, существовавшей в СССР.
Советские патриоты, по большей части — локальный феномен, актуальный для России. Мы включили его в наш список из-за того, что основной язык «Логики прогресса» — русский. В данную статью оказались не включены многие другие локальные идеологии, такие как перонизм или кемализм.
Фундаменталисты. Изначально фундаментализм – это тип консервативного религиозного движения, для которого характерно отстаивание строгого соответствия священным текстам15. Однако с появлением Исламских республик и издания труда аятоллы Хомейни «Исламское правление» термин перешёл в политическую плоскость. С политической точки зрения фундаментализм – это движение за установление теократического или близкого к нему государственного устройства, при котором большую роль в государстве играет религия. Обычно фундаменталистские движения близки к тоталитарным по своим практикам. В международном масштабе фундаменталисты представлены такой организацией, как «Братья-мусульмане».
Сталинисты. В целом мы очень подробно рассматривали, что такое сталинизм, отдельным материалом. Сталинизм предполагает однопартийную диктатуру, плановую экономику, государственную собственность на средства производства, террористические методы управления, и (чаще всего) консервативную систему ценностей. Мы предпочитаем относить сюда же маоизм и ходжаизм, рассматривая их как вариации сталинизма. Сами же сталинисты предпочитают называть себя марксистами-ленинистами, а иногда и просто предпочитают скрываться под названиями «марксисты» или «коммунисты», но, как мы рассмотрим дальше, это блочные обозначения, включающие в себя широкий спектр политических движений. Роль Интернационала для сталинистов и советских патриотов сегодня выполняет Международная встреча коммунистических и рабочих партий.
Фашисты. По определению Dictionary.com, фашизм – это «государственная система во главе с диктатором, обладающим полной властью, насильственно подавляющим оппозицию и критику, осуществляющим контроль над промышленностью, торговлей и так далее, сопровождающаяся агрессивным национализмом и зачастую расизмом»16. Похожее определение даёт словарь Кембриджского университета: «политическая система, основанная на влиятельном лидере, государственном контроле и гордости за страну и расу, с подавлением политической оппозиции»17. От сталинизма фашизм отличается независимостью от трудов Маркса, отсутствием плановой экономики и более консервативной системой ценностей. В связи с постепенным отходом в КНДР от плановой экономики и марксизма сюда же можно отнести идеологию чучхе.
Абсолютные монархисты. Абсолютизм характеризуется предельной концентрацией власти в руках монарха18, и эта власть чаще всего передаётся по наследству. Соответственно, сторонники абсолютной монархии выступают за одну из наиболее антидемократических систем, которые возможно представить. Судьба всей страны в этой системе сильно зависит от того, каким будет монарх. Притом он может выступить за демократизацию и демонтаж этой самой абсолютной монархии, а может и создать репрессивный военизированный режим.
Национал-социалисты. Самое правое из всех возможных движений не имеет чёткого определения, мы можем только сказать, что это тоталитарное вождистское движение, ставящее высшей ценностью нацию/расу и её лидера, выступающее за уничтожение их врагов, в том числе террористическими и военными методами. Оно характеризуется наивысшим уровнем нетерпимости. От фашизма он отличается более высоким уровнем репрессивных мер и обязательным расизмом.
Анархия
Анархические движения предполагают упразднение государства; почему эта идея оторвана от реальности, а её успешное осуществление на практике малореально, мы объясняли здесь. Несмотря на то, что изначально анархизм был одной из наиболее влиятельных идеологий Первого Интернационала, к последней трети XIX века он стал терять своё влияние в результате широкого распространения других освободительных идей и движений (прежде всего социал-демократии)19. Во многом это связано с проблемами, которые анархизм не в состоянии разрешить. Сегодня анархические движения являются относительно немногочисленными. Некоторые из них участвуют в укреплении профсоюзного движения, движения в поддержку защиты окружающей среды и других полезных для демократического общества организаций, некоторые выполняют деструктивную для демократического общества функцию отрицания демократического государства.
Анархо-коммунисты. Анархо-коммунизм основывается на идеях Петра Кропоткина, который считал, что социальная революция приведёт одновременно к анархии (общество без государства) и коммунизму (общество без капитала и собственности)20. В своей концепции анархо-коммунизма Кропоткин представлял себе «общество, освободившееся от ига капитала и государства», в виде федерации самоуправляющихся «коммунистических ассоциаций для производства, обмена и потребления», безгосударственного союза «свободных общин» – территориальных (сельских и городских), профессиональных и множества других корпоративных объединений и групп21. Сюда же входит анархо-синдикализм, потому что он представляет собой скорее тактику, чем цель22. Анархо-синдикализм выступает за организацию рабочего класса в профсоюзы (по-французски – синдикаты), берущие в ходе революции в свои руки производство и распределение произведённой продукции и заменяющие государство органами рабочего самоуправления23. Анархо-коммунистические организации обычно состоят в Интернационале федераций анархистов или Международной ассоциации трудящихся (то же самое – с мютюэлистами).
Мютюэлисты. Согласно теоретику этой идеологии Кларенсу Ли Швартцу, мютюэлизм – это социальная система, основанная на равных свободах, взаимодействии и суверенитете индивидуума над самим собой, своими делами и создаваемым продуктом, реализуемая через индивидуальную инициативу, свободный договор, сотрудничество, конкуренцию и добровольную ассоциацию для защиты от вторжений и защиты жизни, свободы и собственности неагрессивных членов общества24. Если выражаться проще, он основан на производстве товаров, но с заменой наёмного труда на самостоятельную предпринимательскую деятельность и кооперативы25. От анархо-коммунизма он отличается тем, что при нём действует рыночная экономика, и, соответственно, денежное обращение, а не прямой товарообмен. Иногда эту идеологию не совсем корректно называют синдикализмом.
Анархо-капиталисты. Анархо-капитализм представляет собой индивидуалистическую политэкономическую теорию, которая выступает за уничтожение государства в пользу индивидуальной независимости в рамках свободных рыночных отношений, исключающих возможность обмана и принуждения26. Формирование данной концепции, как и сам термин, принадлежат американскому экономисту, представителю Австрийской школы экономики Мюррею Ротбарду, по словам которого «капитализм – это наиболее полное выражение анархизма, а анархизм – наиболее полное выражение капитализма»27. Словом, анархо-капиталисты – сторонники упразднения государства, но в отличие от левых анархистов, они не против наёмного труда и частной собственности.
Анархо-примитивисты. Анархо-примитивизм – это движение, объединяющее политические рамки анархизма с философией примитивизма28. Они выступают за снижение технологического импульса цивилизации, чтобы в конечном итоге полностью отказаться от его механизмов, что включает даже отказ от сельского хозяйства в пользу охотников-собирателей и возможное сокращение населения примерно до 100 миллионов человек, чтобы виды могли вернуться к жизни в естественных ритмах планеты.
Таблица
Вышеуказанные движения возможно представить по подобию периодической таблицы Менделеева, и в нашей таблице будет иметься 4 ряда элементов, распределённых по политической системе и расположенных слева направо от самого левого до самого правого.
Условные обозначения:
- Ds – демократический социализм;
- Sd – социал-демократия;
- Sl – социал-либерализм;
- Gr – зелёные;
- ChrD – христианские демократы;
- Nl – неолибералы;
- Cl – классические либералы;
- Pm – парламентские монархисты;
- Nd – национал-демократы;
- Scon – социал-консерваторы;
- Lcon – либерал-консерваторы;
- Pcon – правые консерваторы;
- Ti – титоисты;
- Rm – рыночные марксисты;
- Mt – троцкисты;
- SovP – советские патриоты;
- F- фундаменталисты;
- St – сталинисты;
- Fa – фашисты;
- Am – абсолютные монархисты;
- Ns – национал-социалисты;
- AnCom – анархо-коммунисты;
- Mut – мютюэлисты;
- AnCap – анархо-капиталисты;
- AnPrim – анархо-примитивисты.
Блочные обозначения
Порой под каким-то наименованием подразумевается сразу несколько из вышеозначенных движений. Например, под наименованием «демократы» подразумевается весь демократический ряд политических элементов, а под наименованием «анархисты» — весь анархический ряд политических элементов. Помимо этих очевидных «блочных» обозначений мы имеем также некоторые другие, содержание которых следует раскрыть отдельно.
Либертарианцы. Либертарианство – это политическая философия, которая считает свободу личности главной политической ценностью29. На сайте Либертарианской партии России написано, что «под общим термином «либертарианство» объединяются и уживаются два течения: анархо-капитализм и минархизм»30. Ранее мы отнесли минархизм к классическим либералам, и Britannica даже относит либертарианцев в целом к класслибам, однако мы всё же выше обозначали, что класслибы отличаются от анархо-капиталистов. Термин же «либертарианство» используется для объединения этих двух идеологий. Либертарианские партии обычно входят в Международный Альянс Либертарианских Партий.
Коммунисты. В статье про экономические системы и формации, про которую было упомянуто в первой половине статьи, мы давали определение коммунизма и отмечали, что оно довольно широкое. Кембриджский словарь пишет, что коммунистами называют людей, кто верит в коммунизм или поддерживает эту идею, а также членов коммунистических партий31. Под этим обозначением принято понимать сумму следующих движений: титоисты, рыночные марксисты, троцкисты, советские патриоты, сталинисты, анархо-коммунисты.
Марксисты. Согласно Кембриджскому словарю, марксист – это тот, кто поддерживает социальную, политическую и экономическую теорию, основанную на трудах Карла Маркса32. Для того, чтобы состоять в коммунистической партии или верить в коммунизм, необязательно быть знакомым с концепциями Маркса. Коммунист может вообще не признавать Маркса, но при этом состоять в коммунистической партии либо верить в коммунизм. Поэтому марксисты отличаются от коммунистов тем, что в основе их взглядов лежит именно марксистская теория. По большей части сюда относятся демократические социалисты, титоисты, рыночные марксисты, троцкисты и сталинисты. Все они выступают за упразднение частной собственности (центральное положение марксистской идеологии). Часть анархистов тоже выступает за упразднение частной собственности, но марксисты отличаются от них тем, что не поддерживают моментальный демонтаж государства.
Красные консерваторы. Не так давно начал употребляться термин «красконы», который означает коммунистов, в значительной мере разделяющих консервативные ценности. Обычно под этим термином понимают сумму советских патриотов и сталинистов.
Либералы. В России термин «либерализм» является одним из наиболее сложных для трактовки. Как отмечает доктор философских наук, бывший президент Российской Ассоциации Политической Науки Ольга Малинова, либерализм – «это либеральная теория, некая система философских и политических идей, оформившаяся на Западе в конце XVIII – начале XIX века и опирающаяся на целую традицию в европейской общественной мысли, представленную именами Дж.Локка, Ш.Монтескьё, А.Смита, И.Канта, В.Гумбольдта, Дж.Мэдисона, И.Бентама, Б.Констана, Дж.С.Милля и других. Однако исторически либеральная теория представлена множеством не совпадающих друг с другом, а в некоторых аспектах – и исключающих друг друга форм. Образующие её концепции обосновывали разную практику: есть “классический” либерализм А.Смита, И.Бентама и Б.Констана, исповедующий предложенный физиократами принцип laissez-faire и идею “минимального государства” (во второй половине ХХ века этот тип либеральной теории развивали либертаристы чикагской школы и их последователи), — и есть “новый” либерализм Т.Х.Грина, Л.Т.Хобхауза, Дж.Дьюи, Дж.Ролса, Р.Дворкина, отстаивающий идею позитивной свободы, равенства возможностей и выдвигающий концепцию “государства благосостояния”… Во-вторых, словом “либерализм” обозначают определённую часть политического спектра, представленную приверженцами постепенных, умеренных, сугубо легальных перемен»33. В соответствии с этим определением в множество «либералы» включены социал-либералы, неолибералы, классические либералы и либерал-консерваторы. В России же из-за провала политики правых либералов сам термин «либерал» стал ярлыком, под которым часто подразумевают весь спектр демократических движений, а также либерал-консерваторов и анархо-капиталистов. Однако корректнее всё же под термином «либералы» иметь в виду именно сумму указанных нами выше четырёх политических движений.
Праволибералы. Ещё одно не очень распространённое обозначение, которое отличается от множества «либералы» лишь тем, что из него исключены социал-либералы; таким образом, оно состоит из неолибералов, класслибов и либерал-консерваторов.
Консерваторы. В нашей статье про консервативные ценности дан обширный список тех ценностей, на основе которых выстраивают свою политику консерваторы. При этом консервативное движение не обязано разделять все эти ценности – оно должно лишь разделять большую их часть или оценивать какие-то из этих ценностей как приоритетные. Получается довольно обширный список, куда можно включить христианских демократов, социал-консерваторов, либерал-консерваторов, парламентских монархистов, национал-демократов, правых консерваторов, советских патриотов, фундаменталистов, сталинистов, фашистов, абсолютных монархистов и национал-социалистов.
Сумму авторитарных консерваторов, объединённых также стремлением к захвату мира, возможно обозначить термином «державники», однако это отдельный вопрос, который подробнее рассматривался нами здесь.
Прогрессивисты. Мы описывали отдельной статьёй список прогрессивных ценностей, и, соответственно, к прогрессивистам следует относить те движения, которые разделяют большую часть этих ценностей или оценивают какие-либо из них как приоритетные. Это демократические социалисты, социал-демократы, социал-либералы и зелёные. Также совокупность этих движений иногда называют «леволибералами», хотя это скорее ярлык, так как не является корректным обозначением – как мы рассмотрели выше, демократических социалистов и социал-демократов обычно не принято относить к либералам.
Националисты. Национализм – это политическая идеология и практика, основанные на представлении о нации и её интересах как высших ценностях34. Как отмечает Britannica, в основе национализма лежит предпосылка, что лояльность и преданность индивида национальному государству превосходят интересы других индивидов или групп35. Обычно мы относим сюда национал-демократов, правых консерваторов, фашистов и национал-социалистов. При этом с точки зрения национал-демократов демократия и является формой выражения интересов нации.
Итог
Существует значительное количество политических движений и идеологий, которые делятся в первую очередь по принимаемой ими политической системе (всего 4 группы), а дальше – по системе ценностей, предпочтениям в формах собственности, формах распределения товаров и услуг, основным приоритетам. Наименования некоторых идеологий являются блочными обозначениями, включающими в себя несколько движений и идеологий. Данная статья также будет дополняться и редактироваться в дальнейшем.
Источники
- Демократический социализм // Энциклопедия Всемирная история (w.histrf.ru). [Электронный ресурс]. URL: https://w.histrf.ru/articles/article/show/diemokrati_chieskii_sotsiali_zm (Дата обращения: 03.01.2021).
- Б. Капустин. К вопросу о социальном либерализме. К вопросу о социальном либерализме (беседу вел Борис Межуев) // Журнал «Логос». 2004. № 6 (45). — с. 72
- В.В. Дамье, Д.В. Ефременко. Зелёные // Большая российская энциклопедия. Электронная версия [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/world_history/text/1991806 (Дата обращения: 03.01.2021).
- André Munro. Christian democracy // Encyclopaedia Britannica (www.britannica.com). [Электронный ресурс]. URL: https://www.britannica.com/topic/Christian-democracy (Дата обращения: 03.01.2021).
- Г.Д. Гловели. Неолиберализм // Большая российская энциклопедия. Электронная версия [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/philosophy/text/2259800 (Дата обращения: 03.01.2021).
- Николай Баранов. Лекция 2. Либерализм и неолиберализм // Персональный сайт Николая Баранова (nicbar.ru). 19 июня 2016 года. [Электронный ресурс]. URL: https://nicbar.ru/politology/study/kurs-politicheskie-ideologii/158-lektsiya-2-liberalizm-i-neoliberalizm (Дата обращения: 03.01.2021).
- Там же.
- В.Е. Чиркин. Монархия // Большая российская энциклопедия. Электронная версия [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/law/text/2226075 (Дата обращения: 03.01.2021).
- Михаил Карпов. «Советское преобладает над этническим». Политологи о перспективах национал-демократического движения в России // Lenta.ru (lenta.ru). 9 июля 2015 года, 08:56. [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/articles/2015/07/09/nazdem/ (Дата обращения: 03.01.2021).
- Политические идеологии XIX-XX веков. Либерализм. Консерватизм. Социализм: Метод. рекомендации по курсам «Политология», «Глобальные конфликты нового и новейшего времени», «Отечественная история» / Моск. гос. инс-т электроники и математики; Сост. доцент, к.и.н. Ларионова И.Л. — 27 с. — М., 2004. — с. 18.
- Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. И.М. Осадчая. Политика. Толковый словарь. — 768 с. — М.: «ИНФРА-М», Издательство «Весь Мир», 2001.
- Дарон Аджемоглу, Джеймс А. Робинсон. Почему одни страны богатые, а другие бедные. Происхождение власти, процветания и нищеты / Дарон Аджемоглу, Джеймс А. Робинсон: [перевод с английского Дмитрия Литвинова, Павла Миронова, Сергея Сановича]. — 575 с. — Москва : Издательство АСТ, 2015. — с. 110.
- А.В. Гусев. Троцкизм // Большая российская энциклопедия. Электронная [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/domestic_history/text/4205435 (Дата обращения: 03.01.2021).
- Д.Ж. Маркович. Общая социология: Учебник. Изд. 3-е перераб. и доп. / Пер. с сербского. — 432 с. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — с. 410.
- Henry Munson. Fundamentalism // Encyclopaedia Britannica (www.britannica.com). [Электронный ресурс]. URL: https://www.britannica.com/topic/fundamentalism (Дата обращения: 03.01.2021).
- Fascism // Dictionary.com (www.dictionary.com). [Электронный ресурс]. URL: https://www.dictionary.com/browse/fascism (дата обращения: 25.01.2020).
- Fascism // Cambridge Dictionary (dictionary.cambridge.org). [Электронный ресурс]. URL: https://dictionary.cambridge.org/dictionary/english/fascism (дата обращения: 25.01.2020).
- Н.Е. Копосов. Абсолютизм // Большая российская энциклопедия. Электронная версия [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/world_history/text/661497 (Дата обращения: 03.01.2021).
- А.В. Шубин. Анархизм // Большая российская энциклопедия. Электронная версия [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/domestic_history/text/1820647 (Дата обращения: 03.01.2021).
- Там же.
- С.Н. Земляной. Коммунизм // Большая российская энциклопедия. Электронная версия [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/philosophy/text/2085586 (Дата обращения: 03.01.2021).
- Экономическая теория анархизма // Автономное действие (avtonom.org). 12 июня, 2013 года,12:56. [Электронный ресурс]. URL: https://avtonom.org/pages/ekonomicheskaya-teoriya-anarhizma (Дата обращения: 03.01.2021).
- А.В. Шубин. Анархо-синдикализм // Большая российская энциклопедия. Электронная версия [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/world_history/text/1820659 (Дата обращения: 03.01.2021).
- Clarence Lee Swartz. What is Mutualism? — 1927.
- Экономическая теория анархизма // Автономное действие (avtonom.org). 12 июня, 2013 года,12:56. [Электронный ресурс]. URL: https://avtonom.org/pages/ekonomicheskaya-teoriya-anarhizma (Дата обращения: 03.01.2021).
- Д.Б. Поляков. Анархо-капитализм. Безвластие и экономика свободного рынка / Д.Б. Поляков // Учёные записки Забайкальского государственного университета. – Чита. – 2015. – № 4 (63). – с. 33–37.
- «Exclusive Interview With Murray Rothbard». The New Banner: A Fortnightly Libertarian Journal. 25 February 1972 [Электронный ресурс] // Mises Institute. Austrian economics, freedom, and peace. Режим доступа: http://mises.org/library/new-banner-interview-murray-n-rothbard-0 (дата обращения: 22.02.2015).
- Taylor Loy. Anarcho-primitivism // Encyclopaedia Britannica (www.britannica.com). [Электронный ресурс]. URL: https://www.britannica.com/topic/anarcho-primitivism (Дата обращения: 03.01.2021).
- David Boaz. Libertarianism // Encyclopaedia Britannica (www.britannica.com). [Электронный ресурс]. URL: https://www.britannica.com/topic/libertarianism-politics (Дата обращения: 03.01.2021).
- Либертарианство // Либертарианская партия (libertarian-party.ru). [Электронный ресурс]. URL: https://libertarian-party.ru/libertarianism (Дата обращения: 03.01.2021).
- Communist // Cambridge Dictionary (dictionary.cambridge.org). [Электронный ресурс]. URL: https://dictionary.cambridge.org/dictionary/english/communist (Дата обращения: 03.01.2021) (Дата обращения: 03.01.2021).
- Marxist // Cambridge Dictionary (dictionary.cambridge.org). [Электронный ресурс]. URL: https://dictionary.cambridge.org/ru/словарь/английский/marxist (Дата обращения: 03.01.2021).
- О.Ю. Малинова. Либерализм в политическом спектре России: на примере партии «Демократический выбор России» и Общественного объединения «Яблоко» — 207 с. — Памятники исторической мысли, 1998
- В.А. Тишков. Национализм // Большая российская энциклопедия. Электронная версия [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/ethnology/text/2252782 (Дата обращения: 03.01.2021).
- Hans Kohn. Nationalism // Encyclopaedia Britannica (www.britannica.com). [Электронный ресурс]. URL: https://www.britannica.com/topic/nationalism (Дата обращения: 03.01.2021).
Обсуждения
Редакция онлайн-журнала "Логика прогресса" разрешает комментарии, потому что не боится дискуссии и стремится к наиболее объективному отображению информации. Мы призываем всех присоединиться к обсуждениям, высказывать своё мнение и конструктивную критику.
Предложения по статье:
1. Добавить штрассеризм и национал-большевизм
2. Добавить анархо-коллективизм, бостонский анархизм, анархо-индивидуализм
3. Выделить еврокоммунистов — они отличаются от демократических социалистов тем, что поддерживают коммунизм и их можно отнести к марксистам
Дополнительное предложение:
«Желательно, если и не создавать минархизм как «отдельную ветку» идеологии, то обозначить разницу. Классический либерализм в отличие от минархизма, кроме содержания государством только армии и судов признает также возможность развития и постройки государством дорог, важных коммуникаций, наличие ЦБ и пр. Ещё у них немного разное понятие государства, если у классических либералов это гарант свобод и «ночной сторож», то у минархистов это необходимое зло, чтобы их не захватили другие страны и не было вопросов о судах при анкапе.»
Предлагаю убрать «парламентских монархистов», так как это не идеология и не партия.
Хорошо бы убрать совков и сталинистов из категории «коммунистов».
Сталинистов можно сделать левее фундаменталистов. При сталинизме хотя бы женщин так сильно не угнетают.
Троцкистов, советских патриотов можно причислить к гибридным, хотя современные троцкисты вообще демократы.
Встречаются иногда монархисты, которые за парламентскую монархию. Троцкисты далеко не всегда демократы — подавляющее их большинство сторонники «диктатуры пролетариата».
Ну просто парламентский монархизм, насколько я могу судить, не является политической идеологией. Таких и партий не существует.
Ну под диктатурой пролетариата можно понимать много чего, что не похоже на диктатуру в классическом смысле. Есть же зато такие троцкисты, как РСД и ИСА (интернациональная социалистическая альтернатива). Они явно демократичны.
Также сомнительно, что сталинисты отнесены к марксистам. Зачастую они считают Сталина красным царём, который спас «Святую Русь» от кровавых большевиков, каким-то там вождём русского народа.
РСД и ИСА не поддерживают парламентскую демократию. Те силы внутри этих организаций, которые поддерживают, являются скорее демократическими социалистами. Троцкисты же являются сторонниками диктатуры.
По сталинистам — Сталин был марксистом, огромное количество сталинистов являются марксистами, особенно среди тех, кто действительно сталинист и знаком с идеологией сталинизма
Но нет такой единой идеологии. В данном случае монархизм вообще не совсем политика.
Ну основная часть троцкистов — демократы. Ну и можно было бы тогда к гибридам отнести. И я таки не понимаю, чем Тито левее.
«Но нет такой единой идеологии»
Какой именно?
«Ну основная часть троцкистов — демократы»
Нет, большинство — сторонники «диктатуры пролетариата», а это не демократия.
«И я таки не понимаю, чем Тито левее»
Не Тито, а титоизм. В статье объяснено, чем — экономической политикой.