Насколько верны религии и их священные писания

Насколько верны религии и их священные писания

Эта статья – вторая в цикле статей «Логики прогресса» на тему религии. Прежде чем формировать наши предложения по религиозной политике социал-демократов, мы должны выяснить, в какой степени возможно существование Бога и в какой степени истинны и полезны религии. Ведь, если существование Творца возможно с высокой степенью вероятности, а религии истинны и полезны, то для нас лучше всего было бы осуществлять поддержку религии. А если существование такого верховного существа с высокой вероятностью выдумано, а религии являются обманом и не несут пользы, то нам не следует оказывать поддержку религиозным организациям.

Прежде чем рассуждать о существовании Бога, нам следует сначала понять, существуют ли вполне конкретный Бог и его вполне конкретные атрибуты, которые описываются в религиях и их программных документах – священных писаниях. Поскольку «Логика прогресса» является российским ресурсом, то мы возьмём для разбора, главным образом, самую популярную в России религию – христианство. Как сообщает Большая российская энциклопедия, становление христианства происходило в русле пророчеств Библии1, которая принята религиозной традицией христианства в качестве Священного писания2, то есть основополагающих канонических текстов3. Словарь Merriam-Webster определяет христианство как религию, основанную на Библии4. То есть тот, кто верит в Бога, представления о котором совпадают с тем, который представлен в христианстве, является христианином, соответственно, его представления о Боге основаны на Библии. Из этого же следует, что если он не разделяет то, что написано в Библии, и признаёт, что значительная часть написанного не соответствует действительности, его вера основана на неверных предпосылках и он не является христианином не только потому, что не принимает Библию, но и потому, что его убеждённость в существовании Бога основана на тех предпосылках, которые он сам считает неверными, а значит, не может являться верной и его убеждённость в существовании Бога. Давайте разберём, с какими тезисами из Священного писания либо религиозной практики современный человек согласиться не может.

Опровергнуто наукой

Священные писания обычно содержат в себе утверждения, которые казались правдоподобными на момент сочинения, но научные исследования позднее показали, что эти утверждения не являются истинными, что позволяет говорить о том, что писание не является истиной по крайней мере частично. Если же оно неверно даже частично – это, во-первых, указывает на его вполне земное, а не небесное происхождение, а во-вторых, говорит о том, что и остальные части не являются истиной априори, и требуют доказательств, так как могут оказаться таким же вымыслом земного происхождения.

Утверждений, оказавшихся ложными, в Священных писаниях хватает. Так, уже на первой странице Библии можно прочесть, что небо является твёрдым («твердь небесная»5), и далее подтверждается, что небеса твёрдые, как литое зеркало6. Причём в античности зеркала выполнялись из металла – стеклянные зеркала известны лишь с 1-го века нашей эры7. Вероятно, авторы Библии предполагали, будто небо не падает на Землю потому, что оно твёрдое, как металл. 4 октября 1957 года был запущен первый искусственный спутник Земли8, выведенный на орбиту и совершивший не менее одного оборота вокруг планеты. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин совершил полёт в космическое пространство9. Все дальнейшие исследования показали, что небо, то есть атмосфера Земли, является газообразным10, а не твёрдым.

Кроме того, в первой главе Книги Бытия написано, что Луна, как Солнце, является «светилом» и опять же расположена на тверди небесной11. Однако Луна светится лишь потому, что её поверхность отражает солнечный свет12, сама же она светилом не является. Солнце же действительно является источником дневного света. Однако согласно Библии, свет был создан Богом на первый день, а Солнце было создано лишь на третий. Отсюда вопрос – что было источником света все эти дни и как без Солнца происходила смена времени суток?

Библия также неверно описывает причины дождя. По Писанию, он происходит следующим образом: «окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей»13. Однако на самом деле дождь происходит следующим образом: поднимающийся вверх тёплый воздух приносит водяной пар в атмосферу. Здесь он распространяется и остывает. После этого тёплый воздух отдаёт часть водяного пара, и так образуются облака. Внутри тучи крошечные капли постепенно становятся всё больше и больше. Когда капли становятся такими большими, что уже больше не могут удерживаться наверху воздушными течениями, они выпадают на землю в виде дождя. Многие знают это из школьного курса, где изучается круговорот воды в природе. Летая на самолёте над облаками, можно увидеть отсутствие «окон небесных», причём иногда из окна самолёта можно даже наблюдать дождь сверху.

Центральная идея христианства заключается в том, что Иисус Христос умер, чтобы спасти людей. И сам Христос обосновывает эту идею так: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода»14. Но мёртвое зерно (например, после термической обработки) на самом деле прорасти не способно. Каждый желающий может проверить это опытным путём.

Далее, если верить Библии, то размеры Ноева ковчега, на котором должно было быть размещено по одному самцу и самке животных каждого вида, были такими: «длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей»15. Очевидно, что по две особи более 42 тысяч одних только позвоночных, описанных в наши времена учёными16, в этом ковчеге бы не уместились.

Довольно странно также то, что Бог счёл необходимым вмешаться в строительство Вавилонской башни17, однако в космическую программу СССР и США он вмешаться уже не счёл нужным.

Насколько верны религии и их священные писания

Библейская мораль

Спорными являются также и утверждения о том, что священные писания несут добродетель и высокую мораль. В Библии хватает примеров обратного, в том числе зачастую не к месту демонстрируется жестокость. К примеру, в «Числах»:

И прогневался Моисей на военачальников, тысяченачальников и стоначальников, пришедших с войны, и сказал им Моисей: [для чего] вы оставили в живых всех женщин?

<…>

Итак убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте; а всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя18.

Писание также не только не осуждает рабовладение, но и вполне его поощряет, даже в отношении детей:

Господь говорил с Моисеем на горе Синай. Господь молвил Моисею:

<…>

А теперь о твоих рабах и рабынях: ты можешь покупать рабов и рабынь у народов, которые живут вокруг тебя.

Ты можешь покупать детей как рабов, если они из семей чужеземцев, живущих в твоей стране. Эти дети-рабы будут принадлежать тебе19.

Имеются в Библии и отрывки, которые можно классифицировать как призывы к осуществлению геноцида по национальному признаку:

Если же захватишь города в той земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе, то убей всех, истреби полностью хеттеев, аморреев, хананеев, ферезеев, еввеев и иевусеев, ибо Господь, Бог твой, повелел тебе сделать это, и тогда они не смогут научить тебя грешить против Господа, Бога твоего, не смогут научить тебя мерзостям, которые делают, поклоняясь своим богам20.

Нетерпимость присутствует не только в Ветхом, но и в Новом Завете. Например, Евангелие от Луки сообщает следующее:

Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестёр, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником21.

В Евангелии от Матфея Иисус ещё более конкретно указывает, что любовь к ближнему не является целью его учения:

Не думайте, что Я пришёл принести мир на землю; не мир пришёл Я принести, но меч, ибо Я пришёл разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её. И враги человеку – домашние его22.

Сам Бог, согласно Писанию, совершал массовые убийства. Так, в Исходе написано, что «в полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской… и сделался великий вопль (во всей земле) Египетской, ибо не было дома, где не было бы мертвеца»23. В случае же со всемирным потопом было истреблено практически всё живое (за исключением минимума, необходимого для восстановления популяции). В Первой книге Царств Бог призывает к убийству младенцев:

Так говорит Господь Саваоф: вспомнил Я о том, что сделал Амалик Израилю, как он противостал ему на пути, когда он шёл из Египта; теперь иди и порази Амалика [и Иерима] и истреби всё, что у него; [не бери себе ничего у них, но уничтожь и предай заклятию всё, что у него;] и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла24.

Насколько верны религии и их священные писания
Некоторые считают, что, согласно Библии, Бог убил гораздо больше людей, чем Сатана

Вообще непонятно, откуда в Писании такая ненависть именно к младенцам. Так, Псалтирь, обращаясь к «дочери Вавилона», провозглашает: «Блажен, кто возьмёт и разобьёт младенцев твоих о камень!»25 В Четвёртой книге Царств после того, как детей прокляли именем Господа, из леса вышли две медведицы и растерзали сорок два ребёнка26. Это далеко не все случаи. В английской Википедии есть статья «The Bible and violence», где перечислено намного больше случаев жестокости в Библии.

Кроме того, обряд евхаристии, который предполагает поедание «тела Иисуса» и «крови Иисуса»27, вызывает неприятные ассоциации с каннибализмом, что вряд ли может отражаться положительно на человеческой психике.

Странные святые

Поступки некоторых персонажей, которых некоторые христианские традиции относят к святым, не могут не шокировать современного человека, притом не с положительной стороны. Например, преподобный Симеон Столпник, если верить его житию, около года простоял на одной ноге, после чего та начала гнить и в ней завелись черви. Падавших на землю червей подбирал специальный юноша и давал Симеону Столпнику, чтобы тот вкладывал их обратно в свою рану28.

Святой Христофор, как сообщает Православие.ру, согласно одному из сказаний, «от рождения имел прекрасную внешность, которой прельщались женщины. Желая избежать соблазнов, он молился о том, чтобы Господь дал ему безобразный облик, после чего и стал похожим на собаку»29. Средневековые ирландские сказания и вовсе сообщали, что Святой Христофор был из расы собакоголовых, которые питались человеческой плотью30.

Святая Мария Египетская более 17 лет была блудницей в Александрии. Однажды, увидев группу паломников, направлявшихся в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня, она присоединилась к ним, но не с благочестивыми помыслами, а «чтобы было больше с кем предаваться разврату»31. С ними она дошла до Иерусалима, где Мария попыталась войти в храм Гроба Господня, но какая-то сила удерживала её. Осознав своё падение, она начала молиться перед иконой Богородицы, находившейся в притворе храма. После того, как она вошла в храм, Мария поселилась в пустыне, где провела 47 лет в полном уединении, посте и покаянных молитвах.

Святой Дионисий Парижский, как гласит предание, после собственной казни взял свою голову, прошёл с ней до храма и только там упал мёртвый32. Другой святой – Ефрем Новоторжский – нашёл отсечённую голову своего брата и хранил её всю жизнь33. Мастридия Александрийская, видя, что один юноша питает к ней вожделение, спросила, чем она его привлекает. После того, как она получила ответ, что его привлекают её глаза, она тотчас же их проколола34. Описания подобных святых не только являются довольно странными – не совсем понятно, правильные ли ценности они продвигают.

Существовал ли Иисус

Также интересен вопрос о том, существовал ли в реальности Мессия христианства Иисус Христос. Существует три основных точки зрения на этот вопрос:

  • Иисус существовал, был сыном Бога и совершал приписываемые ему чудеса;
  • Иисус существовал, сыном Бога не был, чудес не совершал, это был проповедник и основатель культа;
  • Иисус не существовал.

Если такой человек существовал и совершал чудеса – ходил по воде, воскрешал мёртвых, превращал воду в вино, исцелял людей – вероятно, большое количество современных тем событиям источников зафиксировали бы хотя бы то, что об этом ходят слухи. Однако за пределами Нового завета таких свидетельств нет, отмечает портал History.com35. А составители Нового завета, как христиане, не являются беспристрастным источником.

Самое раннее упоминание Иисуса относится к 93 году нашей эры и содержится в «Еврейских древностях» Иосифа Флавия36. Это свидетельство называют «Testimonium Flavianum» (Свидетельство Флавия) и оно является практически единственным историческим упоминанием об Иисусе вне новозаветной литературы. Исследователь иудаизма Пинхас Полонский отмечает, что тексты Иосифа Флавия были изначально написаны по-гречески; они не сохранились в еврейской культуре, но их переписывали и сохраняли в христианской традиции, причём характер этого отрывка настолько прохристианский, что многие учёные вообще сомневались в его подлинности и считали его редакционной вставкой (интерполяцией) в текст Флавия37.

Однако в двадцатом веке была найдена и опубликована книга христианского египетского епископа и историка X века Агапия «Всемирная история» («Китаб аль – унван»), в которой он цитирует отрывок из Флавия – текст которого, при этом, расходится с общепринятой греческой версией «Testimonium Flavianum», хотя там упомянуто о существовании Иисуса, о его добродетельности, распятии и воскрешении. Однако расхождение между отрывками указывает на то, что «Testimonium Flavianum» переписывался. Доцент университета Пардью Лоуренс Микитюк пишет, что сегодня практически ни один учёный не признаёт подлинность всего свидетельства целиком38. Вместе с тем на основании той части свидетельств Флавия и Тацита («Анналы», 116 год нашей эры), которые можно с большой долей уверенности считать за подлинные, можно полагать, что человек по имени Иисус Христос существовал, что он был религиозным деятелем и вёл идеологическую борьбу, и что он был казнён через распятие в период правления Понтия Пилата в Иудее. The Guardian особо отмечает, что Тацит негативно относился к христианам, что позволяет оценивать его как неангажированный источник39.

Вместе с тем есть и другие обстоятельства. Так, Джон Ремсбург перечислил 42 древних автора из числа современников Христа40. Из них только два – Флавий и Тацит – мимоходом упоминают о его существовании, причём существует вероятность переписывания этих отрывков. И ни один из этих авторов не упоминает учеников Христа или апостолов.

Насколько верны религии и их священные писания
Только двое из этих авторов упоминали Иисуса

Археологических свидетельств, подтверждающих существование Иисуса и прошедших радиоуглеродный анализ, не существует, отмечает профессор религиоведения Барт Эрман41. Не существует и текстов, написанных Иисусом. Вместе с тем Эрман подчёркивает, что отсутствие таких доказательств не означает, что человека в то время не существовало. Но это может говорить о том, что он, как и 99,99% остального мира в то время, не оказал существенного влияния на исторические процессы.

Мы можем констатировать, исходя из скудости имеющихся данных, что Иисус Христос практически точно не был сыном Бога и не совершал чудес (это более поздняя мифология), однако существование такого религиозного проповедника и казнь его в период правления Понтия Пилата через распятие не исключены. В любом случае, существование сторонников и проповедников не является доказательством истинности религии.

Происхождение легенд

Многие сюжеты Ветхого Завета частично основаны на заимствовании из более раннего фольклора. Подробно многие из рассказов рассмотрены в труде известного религиоведа, члена Лондонского королевского общества Джеймса Джорджа Фрэзера «Фольклор в Ветхом Завете». Фрэзер является также автором 12-томного труда «Золотая ветвь», систематизировавшего фактический материал по первобытной магии, мифологии, тотемизму, анимизму, табу, религиозным верованиям, фольклору и обычаям разных народов. В 1914 году он был произведён в звание рыцаря в Великобритании. В труде «Фольклор в Ветхом Завете» Фрэзер пишет, например, что легенда о всемирном потопе заимствована ещё из вавилонских сказаний:

Из всех имеющихся в литературе легенд о великом потопе наиболее древняя – вавилонская или, правильнее, шумерийская: известно, что, как ни стара сама по себе вавилонская версия этой легенды, она была заимствована вавилонянами от их ещё более древних предшественников – шумерийцев, от которых семитические обитатели Вавилонии, по-видимому, переняли основные элементы своей цивилизации. Вавилонское предание о великом потопе известно благодаря вавилонскому историку Беросу, который в первой половине III в. до нашей эры составил историю своей страны. Берос писал по-гречески, и хотя его труд до нас не дошёл, но некоторые фрагменты сохранились благодаря позднейшим греческим историкам42.

Джеймс Джордж Фрэзер - Фольклор в Ветхом Завете

При этом автор отмечает также, что в древнееврейской легенде о великом потопе, в том виде, как она изложена в книге Бытие, надо различать два первоначально самостоятельных рассказа; впоследствии эти два рассказа были искусственно объединены с целью придать им подобие некой единой и однородной легенды. Другой пример – древнегреческое происхождение ветхозаветного рассказа о Самсоне и Далиле (в синодальном переводе – Далида):

В фольклоре Древней Греции многие легенды напоминают рассказ о Самсоне и Далиде. Так у мегарского царя Низа на макушке рос один золотой или пурпурный волос, с потерей которого он должен был умереть. Когда критяне осадили Мегару, дочь Низа, Скилла, влюбилась в критского царя Миноса и вырвала роковой волос из головы своего отца, после чего тот умер. Согласно другому варианту, не жизнь, а сила Низа была связана с существованием золотого волоса, и, как только волос выдернули, царь стал слаб и был убит Миносом. В такой версии легенда о Низе имеет ещё более близкое сходство со сказанием о Самсоне. Про Посейдона рассказывали, что он сделал бессмертным Птерелая, наградив его золотым волосом на голове. Когда Амфитрион осадил Тафос, родину Птерелая, дочь последнего влюбилась в Амфитриона и убила своего отца, выдернув из его головы золотой волос. В одной новогреческой народной сказке вся сила героя таится в трёх золотых волосах на голове. После того как его мать выдергивает их у него, он делается бессильным и робким, и враги убивают его. Другая греческая легенда, в которой можно усмотреть следы предания о Низе и Скилле, рассказывает о том, как некий царь был самым сильным человеком своего времени, и у него на груди росли три длинных волоса. Когда он отправился на войну с другим царем, его собственная жена изменнически срезала эти три волоса, и он стал самым слабым из людей43.

Джеймс Джордж Фрэзер - Фольклор в Ветхом Завете

Смерть и воскрешение Иисуса Христа также являлись довольно распространёнными составными частями различных легенд. Так, кандидат исторических наук Наталья Кузина отмечает, что «культы умирающих и воскресающих богов, покровителей растительного мира, были широко распространены в религиях древневосточных цивилизаций»44.

Другие религии

Если подвергать другие популярные религии такому же разбору, как мы провели выше, вряд ли они окажутся к нему более устойчивыми. Так, в Коране написано, что «Мы воздвигли на земле незыблемые горы, чтобы она не колебалась вместе с ними»45, однако Земля вращается и горы этому процессу не мешают. В Коране муравьи умеют разговаривать46, а посох может превратиться в змею47. Аиша бинт Абу Бакр обручилась с пророком Мухаммедом, когда ей было 6 лет48, при этом согласно, например, фетве муфтията Казахстана сексуальные отношения с лицами такого возраста считаются «преступлением против человечества»49 по шариату. Коран содержит также и аяты с не совсем этичными призывами: «Убивайте их (многобожников), где бы вы их ни встретили»50, «О те, которые уверовали! Не считайте иудеев и христиан своими помощниками и друзьями, поскольку они помогают друг другу»51 и так далее.

Религии созданы людьми, и, если существует Бог, вряд ли они имеют к нему отношение. Возможно, Богу или подобной ему силе они вообще в этом случае не нужны, и этой силе не нужно, чтобы кто-то ей молился и поклонялся.

Итог

Большинство священных писаний, на которых основаны современные религии, являются сборниками историй, часть которых входит в противоречие с реальностью, и, судя по всему, эти истории придуманы человеком и имеют земное происхождение. То есть с Богом, если таковой существует, они вряд ли имеют связь. Также они содержат информацию, не способствующую продвижению общечеловеческих ценностей. Сегодня даже многие люди, считающие себя верующими, например, переводчик Библии и православный публицист Андрей Десницкий, заявляют, что «нормальный христианин Библию держит на полке. Он живёт совершенно другими вещами»52. В имеющемся виде современные религии не являются полностью актуальными ориентирами ни касательно истины, ни касательно нравственности. Поэтому они нуждаются в пересмотре, а также не могут служить основанием для привилегий и особого отношения к Церкви и представителям религиозных конфессий.

Источники

  1. П.В. Кузенков, С.С. Аверинцев. Христианство // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (bigenc.ru). [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/religious_studies/text/4671003 (дата обращения: 26.11.2020).
  2. С.С. Аверинцев. Библия // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (bigenc.ru). [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/religious_studies/text/1865635 (дата обращения: 26.11.2020).
  3. Прот. Вадим (Леонов). Священное Писание // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (bigenc.ru). [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/religious_studies/text/3542331 (дата обращения: 26.11.2020).
  4. Christianity // Merriam-Webster (www.merriam-webster.com). [Электронный ресурс]. URL: https://www.merriam-webster.com/dictionary/Christianity (дата обращения: 26.11.2020).
  5. Бт. 1:6-8
  6. Ив. 37:18
  7. Г.Г. Слюсарев. Зеркало // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (bigenc.ru). [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/physics/text/2878165 (дата обращения: 26.11.2020).
  8. О.С. Графодатский. Искусственный Спутник Земли // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (bigenc.ru). [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/technology_and_technique/text/2022575 (дата обращения: 26.11.2020).
  9. А.П. Александров. Гагарин // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (bigenc.ru). [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/technology_and_technique/text/2338828 (дата обращения: 26.11.2020).
  10. Roger A. Pielke. Atmosphere // Britannica (www.britannica.com). [Электронный ресурс]. URL: https://www.britannica.com/science/atmosphere/The-atmospheres-of-other-planets (дата обращения: 26.11.2020).
  11. Бт. 1:14-18
  12. Elizabeth Palermo. Why Does the Moon Shine? // LiveScience (www.livescience.com). 30 мая 2014 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.livescience.com/45979-why-does-the-moon-shine.html (дата обращения: 26.11.2020).
  13. Бт. 7:11-12; 8:2
  14. Ин. 12:24
  15. Бт. 6:13-16
  16. Zhang Z.-Q. «Animal biodiversity: An update of classification and diversity in 2013». — In: Zhang Z.-Q. (Ed.) «Animal Biodiversity: An Outline of Higher-level Classification and Survey of Taxonomic Richness (Addenda 2013)» (англ.) // Zootaxa / Zhang Z.-Q. (Chief Editor & Founder). — Auckland: Magnolia Press, 2013. — Vol. 3703, no. 1. — p. 5—11
  17. Бт. 11:5-6
  18. Чс. 31:14-18
  19. Лв. 25:1-45
  20. Вт. 20:16-18
  21. Лк. 14:26
  22. Мф. 10:36
  23. Исх. 12:29-30
  24. 1Цар. 15:3
  25. Пс. 136:9
  26. 4Цар. 2:23-24
  27. Мк. 14:22-24
  28. Житие святого Симеона Столпника, написанное Антонием, его учеником // Альфа и Омега, 1996, №4 (11)
  29. С.Н. Липатова. Святой мученик Христофор Песьеглавец: Иконография и почитание. — М.: Православие.ру, 22.05.2007 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravoslavie.ru/3304.html (дата обращения: 07.12.2020).
  30. Zen Garcia. Medieval Irish Apocrypha — Sacred Word Publishing, 2017. — p. 65
  31. Великие святые России / [Авт.-сост. Е. Владимирова]. — 256 с. — М.: Эксмо, 2011. — с. 60.
  32. Дионисий Парижский // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (bigenc.ru). [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/religious_studies/text/1957389 (дата обращения: 26.11.2020).
  33. А.В. Кузьмин, Я.Э.З. Ефрем // Православная энциклопедия. — 752 с. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2008. — Т. XIX. — с. 41-45
  34. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского (репринт). — Киев: Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, 2004. — Т. III. Месяц ноябрь. — с. 659-699.
  35. Christopher Klein. The Bible Says Jesus Was Real. What Other Proof Exists? // History (www.history.com). 26 февраля 2019 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.history.com/news/was-jesus-real-historical-evidence (дата обращения: 26.11.2020).
  36. The Works Of Flavius Josephus // Sir Thomas Browne (penelope.uchicago.edu). [Электронный ресурс]. URL: http://penelope.uchicago.edu/josephus/ (дата обращения: 26.11.2020).
  37. П. Полонский. Две тысячи лет вместе. Еврейское отношение к христианству / П. Полонский. — 234 с. — Ростов н/Д: Феникс; Краснодар: Неоглори; Иерусалим: Маханаим, 2009. — с. 134.
  38. Lawrence Mykytiuk. Did Jesus Exist? Searching for Evidence Beyond the Bible // Biblical Archaeology Society (www.biblicalarchaeology.org). [Электронный ресурс]. URL: https://www.biblicalarchaeology.org/daily/people-cultures-in-the-bible/jesus-historical-jesus/did-jesus-exist/ (дата обращения: 26.11.2020).
  39. Simon Gathercole. What is the historical evidence that Jesus Christ lived and died? // The Guardian (www.theguardian.com). 14 апреля 2017 года, 14:07. [Электронный ресурс]. URL: https://www.theguardian.com/world/2017/apr/14/what-is-the-historical-evidence-that-jesus-christ-lived-and-died (дата обращения: 26.11.2020).
  40. John E. Remsburg. The Christ: A Critical Review and Analysis of the Evidence of His Existence (The Truth Seeker Company, NY, pp. 24-25)
  41. Б. Эрман. А был ли Иисус? Неожиданная историческая правда / Барт Эрман; [пер. с англ. Г.Г. Ястребова]. — 480 с. — М.: Эксмо, 2012. — с. 68-69.
  42. Дж. Дж. Фрэзер. Фольклор в Ветхом завете: Пер. с англ. — 2-е изд., испр. — 542 с. — М.: Политиздат, 1989. — с. 69-70.
  43. Там же, с. 325.
  44. Н.В. Кузина. К вопросу о происхождении культа Диониса // Университет Лобачевского (www.unn.ru). 14 июня 2013 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.unn.ru/pages/issues/vestnik/99999999_West_2013_4(1)/44.pdf (дата обращения: 26.11.2020).
  45. Сура 21, аят 31
  46. Сура 27, аяты 18-19
  47. Сура 7, аят 107
  48. М.Ю. Рощин. Айша // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (bigenc.ru). [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/religious_studies/text/1805805 (дата обращения: 26.11.2020).
  49. Муфтият вынес фетву относительно педофилии // Ислам в СНГ (www.islamsng.com). 29 октября 2015 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.islamsng.com/kaz/news/9896 (дата обращения: 26.11.2020).
  50. Сура 2, аят 191
  51. Сура 5, аят 51
  52. Яков Кротов. Опасна ли наука для Библии, а Библия для науки? // Радио Свобода (www.svoboda.org). 24 мая 2014 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.svoboda.org/a/25387376.html (дата обращения: 26.11.2020).

Если у вас имеются материалы, которые возможно добавить в статью - пишите, пожалуйста, в комментарии. Если ваши факты подтверждаются авторитетными источниками и вписываются в статью, мы обязательно их включим.

У нас нет миллионных рекламных бюджетов, поэтому делитесь статьёй в соцсетях, если разделяете мнение, высказанное в ней

Больше статей – в разделе "База знаний"