Социал-демократы и равенство

Социал-демократы и равенство

Существует некоторая неопределённость с такими понятиями, как равенство и справедливость, которые считаются одними из требований различных демократических движений. Попробуем разобраться, что такое равенство и справедливость, и что должно являться требованием социал-демократов на деле.

Из девиза «Свобода, равенство, братство», впервые прозвучавшего в речи Максимилиана Робеспьера об организации Национальной гвардии1 (декабрь 1790 года), может быть сделан вывод о том, что левые и либералы, чьи идеи во многом происходят от идей Великой французской революции, выступают за равенство. Что такое равенство? Согласно словарю Ожегова, это слово имеет два нематематических значения2. Первое значение – это «полное сходство, подобие». Второе определение: «положение людей в обществе, обеспечивающее их одинаковое отношение к закону, одинаковые политические и гражданские права, равноправие». В англоязычных словарях существует расхождение – так, Merriam-Webster даёт определение3, схожее с первым значением из Ожегова, а Кембриджский словарь – схожее со вторым, заключая, что равенство – это право людей иметь одинаковое социальное положение и рассчитывать на одинаковое обращение4 (заметим, «право иметь одинаковое социальное положение» – не то же самое, что просто «одинаковое социальное положение»).

Прогрессивные социал-демократы осторожно относятся к этим разночтениям и лозунг равенства, как правило, не выдвигают. Ведь если использовать первое определение, это слово можно трактовать как стремление сделать всех одинаковыми – одинаковое имущество, одинаковая одежда, одинаковая внешность и так далее. Значительная часть из этого входит в противоречие с прогрессивными ценностями (которыми руководствуются социал-демократы) – со свободой, с прогрессом и другими важными целями. Поэтому социал-демократы борются не за равенство, а за равноправие, сопоставимые стартовые возможности и справедливое распределение богатств.

Экономическое равенство

Впрочем, из-за не совсем удачной формулировки Робеспьера и сформировавшегося под её влиянием девиза даже многие левые воспринимают требование «равенства» в математическом, а не политическом смысле, и экстраполируют его на множество сфер жизни, в том числе на имущество и доходы. Однако экономическое равенство – это нереализуемое и несправедливое требование.

Если люди оказываются в ситуации, где все равны, многие из них испытывают раздражение и обиду из-за того, что тот, кто трудится изо всех сил, не получает за это достойного вознаграждения. Согласно исследованию журнала Nature, люди стремятся не к равенству, а к справедливости5, и предпочитают справедливое неравенство несправедливому равенству. Как отмечает BBC, пытаясь создать общество без неравенства в материальном положении, мы вступаем в противоречие с представлениями людей о справедливости, что может привести к дестабилизации этого общества6. Имущественное равенство вступает в противоречие с прогрессивными ценностями – прогрессом и справедливым распределением капитала. Оно лишает одного из важных стимулов экономической активности, следовательно, мешает обеспечить прогресс.

С 80-х годов ХХ века наибольшее распространение получила позиция, согласно которой в качестве центральной базовой ценности следует использовать понятие «справедливость» в отличие или для уточнения понятия «равенство»7.

Основы социальной демократии

Отмечает доктор юридических наук Г. Комкова:

В марксистско-ленинской теории выделялись два вида равенства: буржуазное (формально-юридическое равенство собственников) и пролетарское (фактическое равенство человека в общественной и экономической жизни). В результате победы социалистической революции, считали они, могут быть уничтожены все формы социального неравенства. Однако практика социалистического строительства в Союзе ССР и других странах социалистического лагеря показала ошибочность данного вывода.

<…>

Главной задачей социальной политики Советского государства объявлялся процесс сближения всех классов и социальных групп советского общества, стирание межклассовых различий. На деле всё обстояло иначе. В советское время в разряд элиты (номенклатуры), обладающей особыми привилегиями, входили лица, занимавшие штатные должности в партийных органах, а также руководители промышленных предприятий, строительства, транспорта, сельского хозяйства, обороны, науки, культуры8.

Социал-демократы и равенство
Закономерный результат внедрения несправедливого равенства

В силу того факта, что люди обладают различными стремлениями и интересами, часть общества является эгоистичной и будет всегда стремиться к обеспечению неравенства, что и показал советский эксперимент. В то же время любая попытка убрать эгоизм из человеческой природы не может закончиться иначе, чем построением тоталитарной системы (такие системы показали, во-первых, свою нежизнеспособность, а во-вторых, неспособность решить проблему неравенства). Лауреат премии Леонтьева Джон Кеннет Гэлбрейт:

Справедливое общество не стремится к равенству в распределении доходов. Равенство не соответствует ни человеческой натуре, ни характеру и системе экономической мотивации. Всем известно, что люди сильно различаются по тому, насколько они хотят и умеют делать деньги. При этом источником той энергии и инициативы, которые служат движущей силой современной экономики, отчасти является не просто стремление иметь деньги, а желание превзойти других в процессе их зарабатывания. <…> Ясно главное: справедливое общество должно принять людей такими, какие они есть. Однако это не уменьшает потребности в чётком понимании сил, контролирующих распределение доходов, и факторов, способствующих формированию отношения людей к соответствующим вопросам. Не устраняется также и потребность в понимании того, каким образом, с чисто практической точки зрения, следует вырабатывать стратегию в вопросе распределения доходов.

Во-первых, никуда не уйти от того факта, что современная рыночная экономика (согласно устоявшейся в настоящее время терминологии) распределяет материальные блага и доходы в высшей степени неравномерно, что не только вызывает негативные социальные последствия, но и мешает её собственному нормальному функционированию9.

Поэтому в материальной сфере социал-демократы выступают за сопоставимые стартовые возможности, а не «равенство результатов». Вульгарное же понимание равенства может привести к чему-то вроде этого:

Правовое равенство

Вместе с тем, социал-демократы выступают за равноправие. Что это такое? Всеобщая декларация прав человека сообщает:

Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации10.

Всеобщая декларация прав человека

Эта мысль раскрывается также в статье 19 Конституции РФ11:

  1. Все равны перед законом и судом.
  2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
  3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

В целом, можно говорить, что равенство в правах полностью реализовано там, где лицо с самым высоким социальным положением в случае совершения им преступления будут судить с той же строгостью, как и лицо с самым низким социальным положением (это высочайшая степень реализации верховенства права). Страны с высокой степенью реализации верховенства права существуют – так, в 2020 году в Израиле на скамье подсудимых оказался действующий премьер-министр Беньямин Нетаньяху12, в США в 1974 году ответчиком в суде оказался действующий президент Ричард Никсон13, а в 1999 году действующего президента Билла Клинтона присудили к штрафу более чем в 90 тысяч долларов за дачу ложных показаний14.

Социал-демократы и равенство
Муж испанской принцессы Кристины получил 6 лет и 3 месяца тюрьмы за мошенничество с налогами

Правовое равенство безупречно с моральной точки зрения. Если спросить людей, согласны ли они с тем, чтобы их за, скажем, воровство, наказывали, а их соседа – нет, то подавляющее большинство скажет, что они с этим не согласны (если же кто-то согласен, то его в таком случае можно беспрепятственно обворовывать). Этим самым они выражают своё согласие с принципом правового равенства и верховенства права.

Оно верно и с точки зрения обеспечения эффективности экономики. Как мы уже отмечали в статье о причинах богатства стран, верховенство права и равноправие являются одними из таких причин. Это логично, ведь безнаказанность элит (к которой приводит низкий уровень верховенства права) создаёт рост коррупции, рост нарушений закона её представителями.

Справедливость

Что такое справедливость? Согласно Большой российской энциклопедии, это «общая нравственная санкция совместной жизни людей, рассмотренной преимущественно под углом зрения сталкивающихся желаний, интересов, обязанностей»15. Многие словари дают довольно размытое определение вроде «справедливое отношение к чему-либо». Мы можем предположить, что справедливость – это распределение общественных благ (как материальных, так и нематериальных) и взаимодействий таким образом, который не вызывает возражений у большинства людей и не противоречит фундаментальным правам человека.

В своей «Теории справедливости» Джон Ролз формулирует два принципа справедливости. Первый принцип заключается в том, что «каждый индивид должен обладать равным правом в отношении наиболее общей системы равных основных свобод, совместимой с подобными системами свобод для всех [остальных людей]»16. Второй принцип звучит так:

Социальные и экономические неравенства должны быть организованы таким образом, что они одновременно (а) ведут к наибольшей выгоде наименее преуспевших… и (b) делают открытыми для всех должности и положения в условиях честного равенства возможностей17.

То есть из теории Ролза выходит, что справедливость подразумевает равноправие и сопоставимые стартовые возможности, но не абсолютное равенство. Учебник «Основы социальной демократии» делит справедливость на справедливость по труду и справедливость по потребности18. Справедливость по труду заключается в простой истине, что тот, кто больше работал или же чья работа ценнее, тот должен получать большую выгоду от своей работы. Однако авторы учебника также задают вопрос: «действительно ли вклад председателя правления фирмы в её экономический успех настолько больше, чем вклад работницы на конвейере? Действительно ли биржевой аналитик работает более эффективно, чем медсестра?»19 Определить это практически невозможно, однако можно контролировать, чтобы это расхождение не было столь сильным, чтобы входить в противоречие с общими представлениями о справедливости, и одновременно с этим не становилось столь слабым, чтобы входить в противоречие с механизмами мотивации.

Что касается справедливости по потребностям, то «в данном случае критерием является то, какие блага должны получать разные люди, исходя из их социального положения. Например, больной человек нуждается в уходе определённого уровня. Здоровый человек не может претендовать на такой уход, потому что такая потребность у него отсутствует либо его потребность не признаётся обществом. На справедливость по потребностям ориентировано большинство социальных услуг в соответствии с Кодексом социального права»20. Все эти факторы оказывают влияние на представление социал-демократов о справедливости.

Угроза высокого неравенства

Говоря о невозможности экономического равенства, мы вместе с тем подразумеваем, что неравенство требует разумного баланса, который не вступает в противоречие с общественными представлениями о справедливости, как мы отметили выше. Ведь если человек, выполняющий организационную работу (пусть очень эффективную и важную), получает в сотни раз больший доход, чем добросовестный рабочий или инженер, это будет обоснованно восприниматься последними как несправедливость, и проявления этой несправедливости – например, в виде показной роскоши в образе жизни – будут только усиливать это восприятие и приводить к социальной напряжённости и снижению уровня счастья. Как показало исследование «Левада-центра», в 2015 году 60% россиян считали, что неравенство в доходах допустимо только если разрыв не слишком велик, а 28% заявили, что любое неравенство вредно21. При этом 70% считают, что честно зарабатывать миллионы в России при текущей системе невозможно, что указывает на восприятие высокого неравенства как несправедливости.

Социал-демократы и равенство

Высокое неравенство несёт в себе также и опасность для демократии. Известно, что средства массовой информации сильно влияют на настроения в обществе и на исход выборов. Мы об этом писали также в статье об осознанной демократии. СМИ говорят людям, как надо думать, как надо голосовать, что нужно делать.

Если в стране существуют люди с большими излишками капитала, они имеют возможность создавать СМИ, финансировать партии, нанимать людей для политической работы – и, следовательно, требовать от них исполнения определённых действий. Таким образом получается, что вся эта масса политически активных людей выражает и транслирует волю одного человека, и это вступает в противоречие с принципами демократии – ведь выходит, что один голос и мнение стоят гораздо больше, чем голос и мнение рядового избирателя. К тому же, концентрация ресурсов у одного человека облегчает процессы завоевания им власти и установления диктатуры. Поэтому высокое неравенство содержит в себе дополнительную угрозу для демократии.

Как мы помним, многие приписывают олигарху Борису Березовскому лоббирование и продвижение Владимира Путина – так, известный политик Борис Немцов отмечал, что именно Березовский «привёл к власти Путина, деньги давал Путину и информационные ресурсы»22, а Лента.ру в 2000 году писала, что это Березовский «выбрал Путина президентом»23. Да и сам Березовский говорил в документальном фильме Александра Гентелева «Олигархи», что «был одним из тех, кто предлагал Путину принять решение стать президентом России». Это один из примеров, как высокое неравенство и большие ресурсы в руках у неправильных людей приводят к власти авторитарного правителя.

Высока и роль немецкого крупного капитала в продвижении НСДАП – например, участвовавшая в опознании тел Адольфа Гитлера и Йозефа Геббельса Елена Ржевская писала, что Гитлера «активно финансировали промышленные круги, где у Геринга имелись прочные связи. Без этих средств невозможно было бы осуществлять всё то, что способствовало росту движения, укреплению партии – эти дорогостоящие предвыборные кампании, содержание военизированных отрядов, технически вооружённая пропаганда, «коричневый дом» в Мюнхене, загородная резиденция Гитлера в горах в Берхтесгадене, щедрая поддержка Гитлером партийных функционеров и так далее»24. Энциклопедия Третьего Рейха сообщает, что Ялмар Шахт сыграл значительную роль в финансировании кампаний Гитлера25. Широким массам граждан очень трудно организовать сбор средств, чтобы создать противовес таким кампаниям. В то время как концентрация капитала создаёт возможность раскручивать и приводить ко власти политическую силу, выражающую интересы немногих.

При высоком уровне неравенства создаётся относительная бедность, даже если в абсолютных показателях уровень бедности снижается и в целом происходит рост доходов. Профессор Кембриджского университета Ха-Джун Чанг отмечает:

Сегодня в богатых государствах, таких как США или Германия, мало кто страдает от абсолютной бедности. Но мы до сих пор говорим о бедности в этих странах, потому что каждое общество имеет определённые стандарты потребления, которые считаются необходимыми для поддержания «приличия». Эта точка зрения восходит ко временам Адама Смита, утверждавшего, что вещи становятся необходимостью, когда общество считает, что «уважаемым людям, даже самого низкого сословия, непристойно не иметь их». Так, в известном примере он говорил, что полотняная рубашка «не является жизненной необходимостью», но «в настоящее время в большей части Европы уважаемому подёнщику должно быть стыдно появляться на публике без полотняной рубашки, отсутствие которой должно означать позорный уровень бедности».

Такое представление бедности известно как относительная бедность… Определённая таким образом, относительная бедность неразрывно связана с неравенством. Вполне возможно, что в стране, если она достаточно богата, не будет абсолютной бедности, даже если в ней очень высок уровень неравенства. Однако в такой стране уровень относительной бедности будет высоким26.

Ха-Джун Чанг

Некоторые исследователи, например профессор социологии Ян Делхей из Школы гуманитарных и общественных наук Университета Якобса (Бремен, Германия), отмечают, что в обществах с низким уровнем экономического неравенства люди ощущают себя более благополучными и счастливыми27. Есть несколько объяснений неприятия ими неравенства: это и связанные с ним рост взаимного недоверия, и увеличивающееся беспокойство по поводу своего экономического статуса, волнения по поводу зреющих социальных конфликтов. Сильное неравенство мешает развитию чувства общности, ощущения, что граждане имеют близкие ценности. Это снижает взаимное доверие. Ещё одним связующим звеном может быть увеличивающееся с ростом неравенства беспокойство людей по поводу их несоответствия принятому в обществе «социальному идеалу». Это негативно отражается на их уверенности в себе, чувстве собственного достоинства и самооценке.

Наконец, высокое неравенство сужает круг покупателей товаров и услуг, в конечном итоге препятствуя экономическому росту. Например, в 2017 году глава МВФ Кристин Лагард констатировала, что имущественное расслоение является одним из главных тормозов международного экономического роста28. Это подтверждают и другие эксперты МВФ29. Многие СМИ, такие как Forbes30 или Business Insider31 отмечают, что средний класс исчезает, а значит, будущее поколение не будет иметь тех возможностей, которые имели предыдущие поколения. Высокое неравенство может свидетельствовать, например, о недоступности кредитных ресурсов для масс, меньших возможностях для инвестиций в образование и предпринимательскую деятельность. В условиях, когда большая часть граждан не имеет достаточно капитала для открытия своего эффективного бизнеса, а меньшая часть имеет достаточно, чтобы не заботиться об эффективности открываемого ей бизнеса (меньше конкуренция, больше попыток), конкуренцию выигрывает не самый эффективный, а тот, кто обладает комфортабельными стартовыми условиями, и он может себе позволить быть неэффективным.

Известный журнал The Economist писал о том, что неравенство может препятствовать экономическому росту32, если, например, наименее обеспеченные слои общества испытывают трудности с инвестированием в образование. Оно может угрожать уровню общественного доверия к политике стимулирования экономического роста, приводить к экономической или финансовой нестабильности. Выдающиеся экономисты, такие как Бен Бернанке и Ларри Саммерс, утверждают, что неравенство также может способствовать «избытку сбережений» в мире, поскольку богатые с меньшей вероятностью потратят дополнительный доллар, чем бедные. По мере накопления сбережений процентные ставки падают, повышая цены на активы и затрудняя центральным банкам управление экономикой.

Все вышеуказанные причины обязывают социал-демократов бороться с ростом неравенства, а также с высоким неравенством в принципе.

Итог

В статье про толерантность и свободу мы поясняли, что социал-демократы выступают за свободу, и её реализация не должна входить в противоречие с другими прогрессивными ценностями. Этот же принцип применим и к равенству – оно являются целью лишь в той степени, пока не входит в противоречие с этим же самым списком ценностей. Мы можем и должны требовать сокращения неравенства в обществе, далеко отстоящем от наших представлений о справедливости, однако не можем требовать сокращения неравенства настолько сильного, чтобы оно несло в себе угрозу для прогресса. Поэтому социал-демократическое требование справедливости подразумевает скорее равноправие, обеспечение сопоставимых стартовых возможностей и справедливое распределение.

Источники

  1. France in the United States / Embassy of France in Washington, D.C. // France in the United States (franceintheus.org). [Электронный ресурс]. URL: https://franceintheus.org/spip.php?article620 (дата обращения: 15.10.2020).
  2. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — 944 стр. — М.: ООО «А ТЕМП», 2006. — с. 638.
  3. Equality // Merriam-Webster (www.merriam-webster.com). [Электронный ресурс]. URL: https://www.merriam-webster.com/dictionary/equality (дата обращения: 15.10.2020).
  4. Equality // Cambridge Dictionary (dictionary.cambridge.org). [Электронный ресурс]. URL: https://dictionary.cambridge.org/dictionary/english/equality (дата обращения: 15.10.2020).
  5. Christina Starmans, Mark Sheskin, Paul Bloom. Why people prefer unequal societies // Nature (www.nature.com). 7 апреля 2017 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nature.com/articles/s41562-017-0082.epdf (дата обращения: 15.10.2020).
  6. Брайан Лафкин. Борьба с неравенством. Вы уверены, что она нужна? // BBC News (www.bbc.com). 11 июля 2017 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bbc.com/russian/vert-fut-40558087 (дата обращения: 15.10.2020).
  7. Тобиас Гомберт, Юлия Блезиус, Кристиан Крелль, Мартин Тимпе. Основы социальной демократии — с. 19. // Friedrich-Ebert-Stiftung (www.fes.de). [Электронный ресурс]. URL: https://library.fes.de/pdf-files/akademie/07650.pdf (дата обращения: 14.10.2020).
  8. Г.Н. Комкова. Понятие равенства и неравенства в российском конституционном праве [Текст] // Ленинградский юридический журнал. — 2012. — № 3. — с. 16-17.
  9. John Kenneth Galbraith. The Good Society. The Humane Agenda. — Boston, New York: Houghton Mifflin Company. — p. 59-60.
  10. Аппарат Уполномоченного по правам человека в РФ. Всеобщая декларация прав человека. — 40 с. — М.: Проспект, 2019. — с. 8.
  11. Глава 2. Права и свободы человека и гражданина // Конституция Российской Федерации (www.constitution.ru). [Электронный ресурс]. URL: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-4.htm (дата обращения: 15.10.2020).
  12. Марианна Беленькая. Израиль судится с собственным премьером // Коммерсантъ (www.kommersant.ru). 25 мая 2020 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4355748 (дата обращения: 15.10.2020).
  13. United States v. Nixon // Oyez (www.oyez.org). [Электронный ресурс]. URL: https://www.oyez.org/cases/1973/73-1766 (дата обращения: 15.10.2020).
  14. Robert L. Jackson. Clinton Fined $90,686 for Lying in Paula Jones Case // Los Angeles Times (www.latimes.com). 30 июля 1999 года, 12:00. [Электронный ресурс]. URL: https://www.latimes.com/archives/la-xpm-1999-jul-30-mn-61021-story.html (дата обращения: 15.10.2020).
  15. А.А. Гусейнов. Справедливость // Большая российская энциклопедия. Том 31. Москва, 2016, стр. 98-99. [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/philosophy/text/4160605 (дата обращения: 15.10.2020).
  16. Джон Ролз. Теория справедливости: Пер. с англ. / Науч. ред. и предисл. В.В. Целищева. Изд. 2-е. — 536 с. — М.: Издательство ЛКИ, 2010. — с. 267.
  17. Там же, с. 267.
  18. Тобиас Гомберт, Юлия Блезиус, Кристиан Крелль, Мартин Тимпе. Основы социальной демократии — с. 32-33. // Friedrich-Ebert-Stiftung (www.fes.de). [Электронный ресурс]. URL: https://library.fes.de/pdf-files/akademie/07650.pdf (дата обращения: 14.10.2020).
  19. Там же.
  20. Там же.
  21. Неравенство и доходы // Левада-центр (www.levada.ru). 14 июля 2015 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.levada.ru/2015/07/14/neravenstvo-i-dohody/ (дата обращения: 15.10.2020).
  22. Березовский: интеллигент и манипулятор // BBC News (www.bbc.com). 24 марта 2013 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bbc.com/russian/russia/2013/03/130324_berezovsky_death_reaction (дата обращения: 15.10.2020).
  23. Березовский впервые пожалел, что выбрал Путина президентом // Lenta.ru (lenta.ru). 28 ноября 2000 года, 15:36. [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/news/2000/11/28/berezovsky (дата обращения: 15.10.2020).
  24. Е.М. Ржевская. Геббельс. Портрет на фоне дневника. — 400 с. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004. — с. 115.
  25. С. Воропаев, А. Егазаров. Энциклопедия Третьего Рейха. — 587 с. — М.: ЛОКИД-МИФ, 1996. — с. 517.
  26. Ха-Джун Чанг. Как устроена экономика / Ха-Джун Чанг; пер. с англ. Е. Ивченко; [науч. ред. Э. Кондукова]. — 322 с. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. — с. 221.
  27. Социальное неравенство делает людей несчастными // Научно-образовательный портал IQ (iq.hse.ru). 28 мая 2014 года. [Электронный ресурс]. URL: https://iq.hse.ru/news/177667430.html (дата обращения: 20.08.2023).
  28. Кризис среднего класса: что делать с имущественным неравенством? // BBC News (www.bbc.com). 18 января 2017 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bbc.com/russian/features-38669074 (дата обращения: 15.10.2020).
  29. Владислав Гринкевич. Высокое неравенство тормозит экономический рост // Научно-образовательный портал IQ (iq.hse.ru). 17 марта 2014 года. [Электронный ресурс]. URL: https://iq.hse.ru/news/177667995.html (дата обращения: 15.10.2020).
  30. Patrick W. Watson. The Middle Class Might Nearly Disappear In The Next Decade // Forbes (www.forbes.com). 8 марта 2018 года, 14:06. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.com/sites/patrickwwatson/2018/03/08/the-middle-class-might-nearly-disappear-in-the-next-decade/#961fb53251e9 (дата обращения: 15.10.2020).
  31. Hillary Hoffower. The middle class is disappearing in countries around the world, and it means millennials won’t have the same opportunities their parents did // Business Insider (www.businessinsider.com). 12 апреля 2019 года, 16:55. [Электронный ресурс]. URL: https://www.businessinsider.com/personal-finance/middle-class-disappearing-among-millennials-oecd-2019-4 (дата обращения: 15.10.2020).
  32. How inequality affects growth // The Economist (www.economist.com). 15 июня 2015 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economist.com/the-economist-explains/2015/06/15/how-inequality-affects-growth (дата обращения: 20.08.2023).

Если у вас имеются материалы, которые возможно добавить в статью - пишите, пожалуйста, в комментарии. Если ваши факты подтверждаются авторитетными источниками и вписываются в статью, мы обязательно их включим.

У нас нет миллионных рекламных бюджетов, поэтому делитесь статьёй в соцсетях, если разделяете мнение, высказанное в ней

Больше статей – в разделе "База знаний"