Что такое машина пропаганды и как она работает
Большинство людей знает, что их окружает идеология и пропаганда, но, когда дезинформации очень много, происходит интересный процесс – это неподготовленное большинство начинает считать пропаганду в интересах узких групп правдой, а правду – пропагандой в интересах узких групп.
Чтобы иметь возможность различить обман от правды, нам нужно, помимо прочего, рассмотреть механизмы, через которые элиты внедряют свою идеологию, наполняют ей информационное поле, и, как следствие, головы граждан. Машина пропаганды – это совокупность механизмов и способов, которые служат распространению идеологии определённой организацией, группой лиц или общественным классом. Такие машины могут быть довольно небольшими (так, российский оппозиционер Алексей Навальный объявлял о создании собственной машины1), но мы будем рассматривать наиболее полный набор, которым располагает российская машина пропаганды, созданная номенклатурой – вероятно, одна из мощнейших в истории.
В основном для описания мы будем использовать работы Эдварда Бернейса – племянника Зигмунда Фрейда, чей труд «Пропаганда» является классическим; большинство работ других исследователей темы можно назвать в той или иной степени пересказом Бернейса. Этот исследователь также представляет для нас особую ценность потому, что во время Первой Мировой войны вместе с Уолтером Липпманом входил в Комитет информации для населения США (CPI) – аппарат, управлявший одной из первых машин пропаганды. Помимо Бернейса и Липпмана мы можем также найти информацию о пропаганде в трудах Густава Ле Бона, Уилфреда Троттера, Грэхема Уоллеса, Пола Лазарсфельда. Однако большинство исследователей описывает методы, а не инструменты. Неполную, но всё же информацию именно об организации машины пропаганды (которая в данном случае использовалась для неслыханного оболванивания масс) могут дать дневники нацистского министра пропаганды Йозефа Геббельса, и труд одного австро-немецкого непризнанного художника, который мы не можем цитировать прямо в виду его запрещённости на территории РФ. Геббельсу приписывают цитату о том, что «пропаганда утрачивает силу, как только становится явной»2. Что ж, давайте постараемся сделать её явной.
Содержание статьи
Инструменты воздействия
Если человек, группа людей или целый общественный класс имеют свои материальные интересы, для начала их представители разрабатывают идеологию, которая работает на продвижение этих интересов. К примеру, в статье о сталинизме мы рассмотрели, как потребность номенклатуры силовых структур безнаказанно арестовывать и грабить кого угодно облачается в теоретическую форму об «усилении классовой борьбы по мере продвижения к социализму», что предполагает поиск врагов и возможность проводить аресты и изъятие имущества под предлогом борьбы с врагами. Идеология и её основные постулаты (в форме нарративов или кратких тезисов — об этом чуть позже) внедряются через инструменты, которые мы сейчас рассмотрим.
Сразу оговоримся, что здесь мы рассматриваем только инструменты пропаганды и общую их организацию. Для описания методов пропаганды потребуется отдельная статья. Также следует отметить, что социал-демократия также является идеологией, и она разработана для продвижения интересов масс, большинства граждан.
Организации
Возможно, важнейшая часть машины пропаганды – это организованные структуры (любые – фонды, издательства, заводы, администрация посёлка, организации, сообщества, секты и так далее). Если привлечь на свою сторону руководство или лидеров этих структур (либо назначить своих сторонников на руководящие посты), идеология может пойти «вниз» и охватить множество людей.
Носители идеологии, обладающие организационной властью, либо ведут в организациях кадровую политику, отбирающую соглашающихся с идеологией и исключающую несогласных, либо директивными методами заставляющую подчинённых разделять идеологию. Чаще всего именно с них начинается запуск всех остальных механизмов.
Иногда воздействием на массы занимаются профессиональные пропагандисты, иногда — назначенные на эту должность непрофессионалы. Важно учесть, что эта деятельность повсеместна и длительна, в итоге она позволяет контролировать общественное сознание настолько же эффективно, насколько армия контролирует своих солдат3.
Руководителей/лидеров организаций часто привлекают через так называемых «консультантов по связям с общественностью». Тогда привлечённые агенты влияния будут вести пропаганду среди своей постоянной аудитории.
Поэтому современная российская система выстроена через несменяемых и не выборных, а через назначаемых глав организаций — ректоров университетов, главных редакторов СМИ, руководителей политических партий и так далее. Через назначение «правильных» кадров быстро происходит распространение идеологии державничества.
СМИ
Подконтрольные идеологам и агентам влияния СМИ распространяют информацию, несущую в себе идеологию. Этот инструмент, пожалуй, самый очевидный. Бернейс так оценивает его роль:
Через свой рупор — средства массовой информации — наши лидеры передают нам различные доводы и сведения по вопросам, поступающим на суд общественности; от какого-нибудь авторитета в области этики, будь то священник, популярный эссеист или просто широко распространённое мнение, мы получаем стандартный код социального взаимодействия, которому чаще всего и следуем4.
Сюда же входят книжные издательства, магазины и библиотеки. Многое зависит от того, какие книги согласны издавать главные редакторы, и какие книги согласны продавать книжные магазины.
Наука
Обычно наука является бастионом истины (напомним, социал-демократы используют научный метод), и кажется, что он будет сопротивляться дезинформации всегда. Однако, это не всегда так. В авторитарных странах нередко случается, что подконтрольные идеологам и агентам влияния научные организации (либо отдельные учёные) получают задание разработать научные или псевдонаучные исследования, подтверждающие идеологию. Гитлеровцы считали так (цитируем запрещённую книгу):
Наше народническое государство сумеет и науку использовать в интересах развития национальной гордости. Мы поставим с этой точки зрения дело преподавания не только общей истории, но и истории развития всей культуры. Мы будем прославлять нашего изобретателя не только как такового, но и как немца, как сына нашего народа.
Псевдонаучные исследования, проведённые в соответствии с этим тезисом, служат для оправдания политики государства, и являются пропагандой, а не наукой.
Культура и искусство
То же самое проводится и в отношении деятелей культуры и искусства – создаются фильмы, разрабатываются компьютерные игры, пишутся картины и так далее. Даже граффити на стенах и названия улиц могут нести идеологический заряд. Лидеры нацистов придавали культуре особое значение:
Впредь искусство может быть возможным только тогда, когда оно уходит своими корнями в национал-социалистическую почву5.
Нацисты не просто так преследовали авангардистов, супрематистов и многие другие течения живописи, которые были объявлены «дегенеративными»6 — консервативная идеология требовала от всех быть одинаковыми, традиционными, поэтому в любом отклонении виделась угроза для правящего режима.
Товары
Идеологией могут быть заряжены в том числе и товары. К примеру, это товары с государственной символикой, с изображениями политических лидеров, со слоганами и так далее.
Следует задействовать любой предмет, на который можно поместить надпись или картинку, любой аппарат, издающий разборчивые звуки7.
Речевой контроль агентов влияния
Даже не имеющий организационной власти агент влияния может формировать идеологию собеседника. К примеру, родители, обучающие ребёнка тому, что воевать и погибнуть за интересы номенклатуры – благое дело («каждый родитель сам является вожаком группы и имеет власть над своими детьми»8). Или, например, «ряженый» ветеран, призывающий голосовать за Единую Россию.
Подкуп
Иногда можно просто подкупить какую-нибудь известную личность, чтобы она транслировала определённую идеологию. В конечном итоге это может получиться даже дешевле, чем раскручивать с нуля собственных пропагандистов и содержать их.
Современная пропаганда учитывает не отдельную личность и даже не массовое сознание, но структуру общества, состоящую из пересекающихся групп и связей «лидер-последователь».
<…>
Имея возможность влиять на лидеров с их согласия или без оного, вы автоматически обретаете влияние на подконтрольную им группу9.
Традиции
Некоторые традиционные обряды выполняют сугубо идеологическую функцию. Так, празднование какой-либо даты часто несёт идеологические установки, транслирующиеся в процессе празднования. Так, церковь контролирует лояльность в том числе и через традиционную обрядность:
Церковная обрядность держит даже и неверующего или мало верующего рабочего на привязи через посредство трёх важнейших моментов в жизни человека и человеческой семьи: рождение, брак, смерть. Рабочее государство отвернулось от церковной обрядности, заявив гражданам, что они имеют право рождаться, сочетаться и умирать без магических движений и заклинаний со стороны людей, облачённых в рясы, сутаны и другие формы религиозной прозодежды. Но быту гораздо труднее оторваться от обрядности, чем государству.
<…>
Теоретические доводы действуют только на ум. А театральная обрядность действует на чувство и на воображение. Влияние её, следовательно, гораздо шире. В самой коммунистической среде поэтому нет-нет да и пробуждается потребность противопоставить старой обрядности новые формы, новую символику не только в области государственного быта, где это уже имеется в широкой степени, но и в сфере семьи10.
Мероприятия
Идеология успешно распространяется, когда в одном месте собирается множество людей, готовых слушать. Бернейс уделяет этому большое внимание, и в книге «Пропаганда» сразу вслед за СМИ он обсуждает именно мероприятия, собрания, съезды11 (добавим сюда митинги, праздники, презентации, банкеты, агитационные поездки, выставки, спортивные состязания и так далее – список бесконечен).
Возможно, это ещё не всё. По Геббельсу, «целью национальной революции должно быть тоталитарное государство, проникающее во все сферы общественной жизни»12. Поэтому самая мощная машина пропаганды может пронизывать буквально каждый шаг человека. Теперь давайте рассмотрим четыре основных сектора, работающих на внедрение идеологии и использующих вышеуказанные инструменты.
Детский сектор
Совершая практически любое действие в повседневной жизни, будь то в сфере политики или бизнеса, социального взаимодействия или этики, мы действуем по указке сравнительно небольшой группы людей, которые составляют крошечную долю от наших ста двадцати миллионов сограждан, однако разбираются в мыслительных процессах и в социальной структуре масс. Это они тянут за ниточки, идущие к общественному сознанию, это они управляют старыми общественными силами и изобретают новые способы связывать мир воедино и управлять им13.
Машина действует на человека уже в младенчестве — когда он слышит от окружающих краткие тезисы пропаганды, которые те воспроизводят. Как, например, «растёт жених» — установка, отвечающая идеологии консерваторов, которым нужны не учёные и творческие личности, а женихи для роста популяции — рабочей и военной силы. Или «будет настоящим мужчиной» — установка, опять же отвечающая консервативной идеологии, которая настаивает на выполнении обязанностей, якобы присущих мужчине — как, например, служба в армии, потому что консерваторам нужна как можно более дешёвая военная сила. Окружающие транслируют эти установки не совсем осознанно — машина учила их, что так говорить хорошо, так говорят хорошие и правильные люди, и они всего лишь пытаются сделать человеку приятное этими словами, не понимая их идеологического содержания.
Внедряются эти и многие другие краткие тезисы, например, через высказывания какого-нибудь политика, а укрепляются через художественные произведения — кинофильмы, литературу и так далее. К примеру, через огромными силами раскручивавшийся фильм «Брат-2» удалось укрепить множество кратких тезисов — украинцы должны ответить за Севастополь, темнокожих нужно называть только неграми и так далее.
Но об этом позже, а пока будем смотреть, на каком этапе пропаганда дальше внедряет свою идеологию. Следующий этап — это товары для детей, к примеру игрушки или книжки. Пример здоровых, антиконсервативных игрушек — это конструкторы, сюжетами которых являются работа, отдых, саморазвитие и так далее. Ребёнок учится не только собирать по инструкции, но и создавать что-то своё, что-то новое. Пример консервативных игрушек — это солдатики и танки. Ребёнку, который всё детство играл в войну, легче вырасти хорошим расходным материалом в войне за интересы номенклатурщиков-консерваторов, чем хорошим созидателем. По мнению портала Detinform.ru, «любые военные игрушки, даже сложные, радиоуправляемые и воспроизводящие войны прошлого, программируют детей на уничтожение себе подобных»14. В мире отмечается даже такой праздник, как День уничтожения военной игрушки.
Также на детей уже влияет часть досугового сектора – например, мультфильмы могут являться её частью.
Образовательный сектор
Дальше вступает в дело самый важный этап пропаганды — это так называемое «патриотическое воспитание» в школах и ВУЗах, которое на деле является националистическим воспитанием. В России помимо традиционно используемых для этих целей литературы, истории и географии ввели ещё и уроки православия15. Главная нацистская книга гласит:
Под этим углом зрения [под углом «развития национальной гордости» – примечание «Логики прогресса»] мы должны перестроить все учебные программы и постепенно реорганизовать дело воспитания так, чтобы наш молодой человек, кончая школу, выходил из неё не полупацифистом, демократом и т.п., а настоящим немцем.
<…>
Чтобы это национальное чувство с самого начала было подлинным, а не иллюзорным, необходимо с самой ранней молодости, когда люди ещё особенно восприимчивы, с железной последовательностью прививать им следующие мысли…
А вот какова, к примеру, задача географии в современной российской школе, если верить «Справочнику учителя географии»:
География — это предмет, на который в значительной мере ложится основная задача российской школы: формирование у учащихся российской идентичности, как главного условия укрепления российской государственности. Именно эта задача ставится в качестве приоритетной в Государственных образовательных стандартах второго поколения16.
Вряд ли следует объяснять, что «формирование российской идентичности» — это более мягкое определение формирования государственного национализма. То, что укрепление государственности — это укрепление власти государства, то есть в данном случае крупных чиновников (номенклатуры), также вполне понятно.
То есть в школах большое количество времени учат не профессиональным навыкам, формируя прежде всего кадры, а заставляют заучивать консервативную идеологию!
В Приказе Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» помимо некоторых правильных вещей мы действительно читаем требования «воспитания российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству», «осознания своей этнической принадлежности», «воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной»17 (заметьте – не перед обществом, а перед «Родиной» — выражение, которым обычно маскируют долг перед номенклатурой), также высоко оценивается «способность к осознанию российской идентичности».
Уже в школе начинается приобщение к художественным произведениям, которые содержат пропаганду консерватизма — Фёдор Достоевский, «Тарас Бульба» Николая Гоголя, «Слово о полку Игореве» и так далее18. Редкие вкрапления демократической мысли вроде произведений Ивана Тургенева просто растворяются среди тех огромных пластов литературы, которые дают маленьким детям – такие объёмы дают, видимо, с той целью, чтобы они не успевали размышлять и критически переосмысливать, а заучивали бездумно и учились принимать сказанное на веру.
По мнению редакции «Логики прогресса», литература должна развивать в детях способность к чтению и фантазию. Какая у них может развиться фантазия, если они почти всё время читают о России XIX века, и какая способность к чтению, если эти книги написаны выражениями XIX века, нам не совсем понятно.
Если в цивилизованных странах уроки истории учат тому, как развивалась демократия, как развивалось общество, за счёт чего люди добивались роста уровня жизни, то в российской школе на уроках истории очень обильно учат тому, какие сражения были, кто с кем воевал, кто победил и так далее. Формируется ощущение, что эффективность государства зависит от того, сколько оно территорий захватило.
В российских школах детей также заставляют учить гимн, приводят туда ветеранов и рассказывают о важности милитаристских праздников вроде Дня Победы.
Всё, что описано выше по отношению к школе, по большей части справедливо также и для периода обучения в университете, который представляет собой продолжение образовательного сектора. К примеру, если мы ознакомимся с комплексной программой гражданско-патриотического воспитания студентов ФГБОУ ВПО «Уральский государственный горный университет» на 2015-2017 годы19, то мы среди одних только мероприятий увидим там такие:
- Проведение индивидуальных и групповых бесед по вопросам оценки студентами национальных ценностей, историко-патриотического отношения к России;
- Организация участия студентов в конкурсах, грантах, соревнованиях регионального, всероссийского и международного уровней по гражданско-патриотической тематике;
- Создание и организация работы коллективов, кружков, досуговых центров, профессиональных и студенческих объединений, деятельность которых направлена на гражданско-патриотическое воспитание молодежи;
- Проведение научно-практической студенческой конференции по патриотическому воспитанию;
- Проведение фестиваля патриотической песни;
- Организация и проведение фотовыставки «России готовы послужить»;
- Проведение торжественных вечеров и концертов, посвящённых государственным праздникам России, совместно с патриотическими организациями;
- Организация наглядной агитации на военно-патриотическую тематику;
- Популяризация среди студентов периодических изданий Министерства обороны Российской Федерации;
- Военно-спортивная зарница;
- Литературные вечера «Поэзия войны».
И многое, очень многое другое. Фантазия организаторов машины пропаганды здесь поистине безгранична.
Военный сектор
Один из самых мощных инструментов пропаганды – это армия, в особенности призывная. В армии людей учат главным образом подчинению, зачастую совершенно бесполезному – легендарными стали покраска травы в армии, погрузочно-разгрузочные работы, постройка генеральских дач и так далее. Если верить идеологам нацизма, «воспитание с точки зрения расы получает завершение на военной службе»20.
В армии подавляют индивидуальность, воспитывая консервативную ненависть ко всем, кто не похож на тебя. Для всех – одинаковая форма, одинаковая стрижка.
Также в армии на убой кормят словами о патриотизме. В 2018 году был воссоздан институт политруков в российской армии21, среди основных задач которого называется «организация военно-политической пропаганды и агитации»22, так что патриотизма станет ещё больше. Армия, помимо прочего, работает ещё и на формирование милитаризма. Пример – некоторые солдаты смотрят на военную технику, проникаются уважением к её силе и мощи, и после демобилизации покупают книги про танки и истребители, что поможет формированию консервативной идеологии.
Досуговый сектор
Когда человек обучен читать, когда он формирует своё мировоззрение, он уже сам изучает литературу, читает и смотрит новости, и эта сфера является самой ресурсозатратной для пропаганды. Понятно, что на прошлых этапах консервативная прошивка уже внедрена в головы большей части людей, которая не сильно предрасположена к критической оценке происходящего. Но остаётся ещё и другая, меньшая часть, на борьбу с которой и направлен этот сектор пропагандистской машины.
Здесь задействуются все инструменты. СМИ, литературные издательства, киностудии, различные фонды (например, те, что финансируют исследования), псевдооппозиционные политические партии – все они генерируют информацию, отвечающую целям элит. Человека регулярно бомбардируют идеологией – когда он читает, смотрит телевизор, слушает радио, общается со знакомыми. Из всех этих источников информации сыплются манипуляционные краткие тезисы.
Дополнительно усиливает досуговый сектор религия — об этом мы уже упоминали. Пока можем ограничиться примером – по данным РБК, в 2014-2015 годах организациям РПЦ выделили свыше 1,8 миллиарда рублей на создание и развитие российских духовно-просветительских центров по федеральной программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России»23.
Иногда появляются лидеры мнений, которые представляют опасность для элит. Их стараются либо подкупить, либо нейтрализовать. К примеру, блогер Рома Механик рассказывал, как некто, приближённый к кремлёвским структурам (должно быть, «специалист по связям с общественностью»), предлагал ему 600 тысяч рублей за то, что он будет создавать по-прежнему «оппозиционный» контент с критикой власти, но в интересах одной из кремлёвских группировок.
Если бы Рома Механик согласился, его бы после этого вполне могли шантажировать самим фактом подкупа, и он был бы в руках машины пропаганды. Но он отказался, а поэтому его канал на Youtube начали «топить» при помощи тактики отписок и дизлайков, которые понижали рейтинг канала в алгоритмах видеохостинга и не позволяли автору получать рост количества просмотров.
Управление машиной
Программы и кадры всей этой машины формируются владельцами — иногда номенклатурой, иногда просто финансовой элитой, которая разделяет консервативные ценности в силу своего стремления к сохранению высокого неравенства, а значит — своего высокого положения. Подчинённые управляются стандартными директивными, а также экономическими методами. Так, бывший работник ВГТРК Леонид Кривенков рассказывал, что официальная зарплата на телеканале была нищенская (6860 рублей в месяц), при этом «существует хитрая система надбавок, которые могут выплачивать, а могут и не платить, если сотрудник начнёт «неправильно» себя вести»24.
Разумеется, не все владельцы СМИ консервативны, однако если их детище несёт угрозу консерваторам, такого владельца будут игнорировать, исключать из профессионального сообщества, его будут дискредитировать коллеги и рекламодатели (тоже из элиты), которые, помимо всего прочего, будут стараться не заключать с ним сделок и договоров.
На практике это выглядит так. Допустим, в наши дни вышла книга высокого уровня революционной угрозы. Первая реакция консервативной машины — нигде не освещать, не издавать и не продавать. Вторая реакция — для узких кругов, куда информация просочилась, заказать книгу-опровержение и продвигать её именно в этих узких кругах. Третья реакция — заставить заучивать книгу-опровержение (только другой вариант, где не говорится об оригинале) профильные специальности в университетах. Если государство тоталитарное, оно также обеспечит книге уничтожение экземпляров, а автору — тюрьму (скажем, у него «найдут» наркотики).
Ну а если этот начальный барьер пройден и книга каким-то чудом приобрела популярность, тогда уже подключаются все силы. Расисты идеологическим методом внедряют тезисы, что автор еврей и пишет на деньги Запада, силовики — что автор преступник и скрывает доходы, церковники — что он изменяет своей жене и вообще гей, интеллектуалы-охранители придумывают философские концепции неправоты автора, публицисты брызжут на него слюной в статьях и дешёвых книжках (которые охотно издают большими тиражами) и так далее. Финансируется такая травля либо номенклатурой, либо крупным бизнесом (если и те, и другие заинтересованы в сохранении и усилении высокого неравенства), либо является личной инициативой «энтузиастов», на которых подействовала машина пропаганды.
В чём мощь машины пропаганды
С помощью машины пропаганды, особенно если она подчиняется тоталитарному государству, можно заставить население страны думать практически всё, что угодно. Возможно даже заставить значительную часть страны думать, что дважды два равняется пяти. Это можно сделать, к примеру, так. Продажной части научного аппарата даётся задание разработать основу — скажем, «нахождение» некоего псевдодревнеарабского манускрипта, на котором дважды два равняется пяти, сделать ещё пару «находок» в таком стиле, обосновать серьёзными статьями, чтобы разработать краткий тезис. Потом находим «виновного» — того, кто подменил пять на четыре. Это может быть арабский принц-предатель, или универсальный виновник — евреи. Поиск виновного могут проводить тот же научный аппарат и бульварные публицисты. После разработки теоретической основы для тезиса о том, что дважды два — пять, все сектора машины пропаганды начинают работать. И когда этот манипуляционный краткий тезис звучит из каждого утюга, и за 2х2=4 ставят двойку в школе, всякая объективная точка зрения станет считаться сумасшествием. Существует, конечно, международное научное сообщество, которое не примет эту точку зрения. Однако мы сегодня видим, как быстро распространяются даже теории плоской земли — к научному сообществу мало кто прислушивается, его голос может быть приглушён.
На следующем этапе можно искусственно создать также и фанатиков тезиса «2х2=5». Нужно просто внедрить краткие тезисы о том, что евреи или другой внешний враг хотят развалить экономику страны с помощью насаждения мысли о том, что 2х2=4, после чего будут резать и пытать детей и беременных женщин, а всю остальную страну обратят в сексуальное и гей-рабство. Для внедрения этой мысли можно использовать лишь часть секторов машины пропаганды, чтобы усилить тезисы иллюзией, что «государство скрывает от нас правду». И тогда зомбированные фанатики будут нападать на людей, говорящих, что 2х2=4, называть их «пятой колонной», «предателями», «проплаченными агентами Израиля» и так далее.
Как бороться
Каждый человек способен самостоятельно противостоять манипуляциям машины пропаганды. Для этого как минимум нужно каждый раз, когда вы слышите краткий тезис, проверять его самостоятельно на соответствие фактам из источников и соответствие экспериментальным проверкам. То есть — использовать научный метод. Это поможет конкретному человеку избежать влияния машины пропаганды, но не поможет сломать её. Сломать же её возможно, получив государственную власть, полностью заменив руководство машины пропаганды и полностью развенчав её легендариумы.
Итог
Машина пропаганды буквально решает, «кого мы должны уважать, а кого — презирать, какой придерживаться точки зрения по вопросам приватизации предприятий коммунального хозяйства, тарифов, цен на резину, плана Дауэса и иммиграции; люди, которые говорят нам, как должен быть обустроен наш дом, какая в нём должна стоять мебель, что следует подавать на обед, какие рубашки носить, каким спортом заниматься, в какие театры ходить, какие благотворительные организации поддерживать, какие сленговые выражения использовать, над какими шутками смеяться25». Централизованная и единственная в стране машина пропаганды – это авторитарный институт, инструмент реализации авторитарной власти.
Источники
- Мега-гипер-агитмашина добра // Навальный. Livejournal (navalny.livejournal.com). 12 марта 2012 года, 17:07. [Электронный ресурс]. URL: https://navalny.livejournal.com/692163.html (дата обращения: 10.01.2020).
- Андрей Колесник. Мудрость веков. 1000 самых важных мыслей в истории человечества. — с. 291
- Э. Бернейс. Пропаганда / Эдвард Бернейс; Пер. с англ. — И.Ющенко. — 176 с. — М.: Hippo Publishing, 2010. — с. 20.
- Там же, с. 3.
- А.В. Васильченко — Прожектор доктора Геббельса. Кинематограф Третьего рейха — 320 с. — М.: Вече, 2010. — с. 6.
- Что нацисты причислили к «дегенеративному искусству» // BBC News Русская служба (www.bbc.com). 31 января 2014 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bbc.com/russian/multimedia/2014/01/140131_v_nazi_art_list (дата обращения: 10.01.2020).
- Э. Бернейс. Пропаганда / Эдвард Бернейс; Пер. с англ. — И.Ющенко. — 176 с. — М.: Hippo Publishing, 2010. — с. 105.
- Там же, с. 32.
- Там же, с. 45-49.
- Л. Троцкий. Сочинения. Серия VI. Проблемы культуры. Том XXI. Культура переходного периода. — 520 с. — М.-Л.: Государственное издательство, 1927. — с. 39-40.
- Э. Бернейс. Пропаганда / Эдвард Бернейс; Пер. с англ. — И.Ющенко. — 176 с. — М.: Hippo Publishing, 2010. — с. 8-10.
- Хайнц Хене. Черный орден СС. История охранных отрядов. — М.: Олма-Пресс, 2003. — с. 88
- Э. Бернейс. Пропаганда / Эдвард Бернейс; Пер. с англ. — И.Ющенко. — 176 с. — М.: Hippo Publishing, 2010. — с. 2.
- Нужны ли детям военные игрушки? // Detinform (detinform.ru). [Электронный ресурс]. URL: https://detinform.ru/nuzhny-li-detyam-voennye-igrushki.html (дата обращения: 10.01.2020).
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 г. N 1578-р г. Москва // Российская газета — Федеральный выпуск № 211(5035). 11 ноября 2009 г. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2009/11/11/obr-dok.html (дата обращения: 11.01.2020).
- Ступникова А.Д. и др. Справочник учителя географии. — 215 с. — Изд-во «Учитель», 2019. — с. 3-6
- Приказ от 17 декабря 2010 г. № 1897 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования // ФГОС — Федеральные государственные образовательные стандарты (fgos.ru). [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/LMS/wm/wm_fgos.php?id=osnov (дата обращения: 11.01.2020).
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. / Министерство образования Российской Федерации. — 221 с. — М. 2004. — с. 86-102.
- Комплексная программа «Гражданско-патриотическое воспитание студентов ФГБОУ ВПО «Уральский государственный горный университет» на 2015-2017 годы» // Официальный портал ФГБОУ ВО «Уральский государственный горный университет». Екб, 2015 год. [Электронный ресурс]. URL: http://activities.ursmu.ru/upload/doc/2016/01/16/grajdansko-patrioticheskoe_vospitanie.pdf (дата обращения: 11.01.2020).
- Е.М. Ржевская. Геббельс. Портрет на фоне дневника. — 400 с. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004. — с. 180.
- Юрий Гаврилов. Генерал на «двойном» посту // Российская газета — Федеральный выпуск № 165(7628). 30 июля 2018 года, 16:41. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2018/07/30/v-minoborony-poiavilsia-voenno-politicheskij-glavk.html (дата обращения: 11.01.2020).
- Главное военно-политическое управление Вооруженных Сил Российской Федерации // Министерство обороны Российской Федерации (mil.ru). [Электронный ресурс]. URL: https://structure.mil.ru/structure/ministry_of_defence/details.htm?id=12375@egOrganization (дата обращения: 12.01.2020).
- Светлана Рейтер, Анастасия Напалкова, Иван Голунов. Расследование РБК: на что живет церковь // РБК (www.rbc.ru). 24 февраля 2016 года, 08:44. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/investigation/society/24/02/2016/56c84fd49a7947ecbff1473d (дата обращения: 23.12.2019).
- Дмитрий Волчек. «Советую телевизор не включать». Исповедь оператора ВГТРК // Радио Свобода (www.svoboda.org). 19 января 2019 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.svoboda.org/a/29717396.html (дата обращения: 12.01.2020).
- Э. Бернейс. Пропаганда / Эдвард Бернейс; Пер. с англ. — И.Ющенко. — 176 с. — М.: Hippo Publishing, 2010. — с. 27.
Обсуждения
Редакция онлайн-журнала "Логика прогресса" разрешает комментарии, потому что не боится дискуссии и стремится к наиболее объективному отображению информации. Мы призываем всех присоединиться к обсуждениям, высказывать своё мнение и конструктивную критику.
«В российских школах детей также заставляют учить гимн, приводят туда ветеранов и рассказывают о важности милитаристских праздников вроде Дня Победы.»
Не думаю, что это милитаристский праздник. Всё же уничтожили ужаснейший режим последних двух-трёх веков.
А вот уголки «Честь и слава Отечества» в учебнике бесят. Почему некто решает, кто для меня честь и слава? Скоро ведь могут и Маннергейма с Колчаком сделать «Честью и славой»…
Милитаристский, потому что проводятся военные парады, сопровождается это фразами вроде «можем повторить», культивирует интерес к войне и так далее