«Чёрные ничего не изобрели»

«Чёрные ничего не изобрели»

Расисты любят спрашивать: «что негры изобрели? Назовите несколько изобретений негров», чтобы попытаться доказать, что якобы темнокожие неполноценны и не ровня белым. Но если расисты недостаточно эрудированы и не знают темнокожих изобретателей (нередко они даже и белых изобретателей не способны назвать), это не значит, что таковых нет. Зато это значит, что расистов можно спросить о том, что изобрели лично они.

Одним из самых популярных стереотипов правых является краткий тезис «чёрные ничего не изобрели», из которого следует, что якобы темнокожие люди менее развиты, чем люди со светлым цветом кожи (что является обоснованием для ограничения их в правах или травли тех, кто не поддерживает подобные ограничения). Как правило, люди, которые утверждают это, сами ничего не изобрели и поэтому по их же логике являются неполноценными – поразительная самокритичность.

«Чёрные ничего не изобрели»

К примеру, фолк-историк без научной степени Евгений Понасенков, научная ценность деятельности которого не идёт дальше использования слов вроде «дешёвка» и «шваль»1, утверждает, что темнокожие «ничего не создали»2.

Это очередное проявление несостоятельности Понасенкова как исследователя, доказательства мы приведём в этой статье. Представители псевдонауки утверждали в XIX веке об отсталости азиатов, но затем во второй половине XIX и всего ХХ века некоторые азиатские государства — Япония, а позже Южная Корея, Китай, Сингапур и Тайвань — показали несостоятельность этой идеи. Как любой закомплексованный хулиган, униженный более сильным противником, ищет более слабую цель для возможности самоутверждения, расисты прицепились на этот раз к африканцам и темнокожим.

«Чёрные ничего не изобрели»
Когда появились темнокожие музыканты, правые молниеносно сменили пластинку и начали утверждать, что «у негров врождённая способность к музыке»

Изобретения темнокожих

В 1892 году темнокожая изобретательница Сара Бун получила патент на усовершенствование гладильной доски, которая до неё представляла собой просто прямоугольный деревянный блок. Форма той гладильной доски, которая сегодня стоит в большинстве домов, разработана именно ей3. Темнокожий изобретатель Гаррет Морган разработал и запатентовал эффективную модель противогаза4, благодаря которой было спасено немало человеческих жизней.

«Чёрные ничего не изобрели»

Автоматические двери лифта сегодня используются повсеместно и были изобретены афроамериканцем Александром Майлзом в 1887 году. Одним из создателей компьютера IBM в 1983 году был темнокожий доктор Марк Дин, имеющий три из девяти патентов, связанных с этим компьютером. Он возглавлял рабочую группу, разработавшую первый в мире процессор с гигагерцевым диапазоном. Джон Альберт Бёрр в 1898 году получил патент на газонокосилку с поворотными лезвиями5. Патент на почтовый ящик был получен афроамериканцем Джорджем Беккетом в 1892 году6. Изобретатель Гранвилл Вудс имел около 60 патентов на различные изобретения7 (напомним, Евгений Понасенков не имеет ни одного). Аугустус Джексон был новатором в сфере производства мороженого – считается, что он первый разработал рецепт мороженого без использования яиц в качестве ингредиента, и первый стал добавлять соль в лёд, позволяя тому дольше сохранять холод8. Можно продолжать и дальше, однако приведённые примеры уже опровергают тезисы правых.

«Чёрные ничего не изобрели»

Если говорить об Африке, то именно здесь впервые человек использовал простейшие каменные орудия олдувайского типа910, то есть не только использовал пригодные предметы, но и видоизменял их в соответствии с рабочим назначением. «Человека умелого» можно назвать «отцом» всех изобретателей. Здесь же люди начали использовать шкуры в качестве одежды, жить в пещерах, пользоваться огнём, что на тот момент было огромным прогрессом. Нам известно также о древних цивилизации Нок (знаменитой благодаря непосредственному переходу от неолита к железному веку11 и терракотовым скульптурам12) или царстве Керма.

Как утверждает кандидат биологических наук и научный редактор «Антропогенез.ру» Станислав Дробышевский, в одной из самых древних цивилизаций – Древнем Египте – значительную часть населения составляли «негроиды»13. Но когда правым приводят примеры Древнего Египта или Карфагена, они обычно включают задний ход, и говорят, что имеют в виду не всю Африку, а только чёрную Африку. Однако во времена Древнего Египта и в Европе не было столь развитых цивилизаций, но это не делает европейцев ущербными.

Ещё немного о культуре

В Средние века в Африке развивалось несколько цивилизаций, таких как государство Эфиопия, империя Мали или Сонгай (в XV-XVI веках). Тут были сооружены такие постройки, как Джингереберская соборная мечеть (1327 год), медресе Санкоре (предположительно около 1327 года), скальные храмы Лалибэлы (примерно XIII век), Шингеттиская соборная мечеть (XIII-XIV века), крепость Фасил-Гебби (XVII век) и другие. Некоторые из правых выступают за христианскую цивилизацию, однако раньше любой западноевропейской страны христианство приняло Аксумское царство (современная Эфиопия, IV век нашей эры14).

Темнокожие являются первопроходцами в некоторых культурных областях, и такие музыкальные стили, как рэп15, джаз16, фанк17 считаются творениями чёрной культуры. Мало кем оспаривается огромный вклад в мировую культуру таких темнокожих исполнителей, как Майкл Джексон, Джимми Хендрикс, Рэй Чарльз, Боб Марли. Такие личности, как Малькольм Икс, Мартин Лютер Кинг, Барак Обама, Нельсон Мандела оказали существенное влияние на политические процессы в своих странах и в мире.

От тех людей, которые говорят, что «чёрные ничего не изобрели», практически никогда нельзя услышать, что «зеленоглазые ничего не изобрели» или «мезоморфы ничего не изобрели». То есть их не интересует, есть ли на самом деле корреляция между физическими признаками и способностями, это просто наивные люди, обманутые популистами – что им говорят, то они и повторяют. Если бы популисты говорили, что зеленоглазые ничего не изобрели – они бы повторяли за ними. Антифашисты же имели бы своё мнение.

Исторические сложности

В Африке медленнее и менее интенсивно происходило становление государств и освоение территорий, чем в Европе. К примеру, в Намибию племена банту начали проникать только в XVI веке18, а на территории Конго первые государственные образования сложились только в XIII-XVI веках19. По всей видимости, это связано с расселением Homo Sapiens в Европе, в результате которого оставшиеся в Африке племена, которые имели возможность осваивать новые земли путём расселения, а не войны, испытывали менее острую необходимость в государстве, чем люди на европейских территориях. Вместе с тем, эти поздно образованные государства не имели достаточного времени для развития без внешнего воздействия, так как уже в конце XV века началась колонизация Африки европейцами20. Высокая плотность заселения Европы порождала больше крупных войн, которые стимулировали развитие вооружений, благодаря которому удалось начать колонизацию.

«Чёрные ничего не изобрели»
Скальные храмы Лалибелы

Темнокожие стали подвергаться угнетению по расовому принципу, которое замедляло их развитие. Так, Джошуа Ги писал в 1729 году в «Рассуждении о торговле и навигации в Великобритании»:

Всем неграм должно быть запрещено ткать как хлопок, так и шерсть, а также прясть и чесать шерсть, а также работать на любой железной мануфактуре, за исключением производства чугуна в чушках или железа в брусках; им также должно быть запрещено работать на производстве шляп, чулок или кожи любого вида… В самом деле, если они организуют мануфактуры, то правительству придётся останавливать их прогресс, и нельзя ожидать, что сделать это будет так же легко, как сейчас21.

Колонисты применяли жёсткие методы по отношению к африканцам, такие как геноцид племён гереро и нама в Намибии22 или политика короля Бельгии Леопольда II в Конго. В последнем случае 19-тысячная армия превратила колонию в огромный концлагерь, заставляя местных мужчин добывать каучук, держала женщин в заложниках, массово расстреливала восставших. Эта политика привела также к голоду, и в период с 1880 по 1920 годы население Конго сократилось с примерно 20 миллионов человек до приблизительно 10 миллионов23. Создание бантустанов, проведение политики апартеида24 – всё это факторы, не располагавшие к тому, чтобы африканцы успешно развивались. В Южной Африке колониальное правительство даже специально устранило частную собственность, чтобы превратить африканцев в дешёвую рабочую силу. На землю была объявлена общинная собственность, над которой сразу взяли контроль вожди. В 1940-м экономист Джордж Финдлей высказал следующий постулат:

Племенная собственность – это гарантия того, что земля никогда не будет должным образом обрабатываться и никогда не будет по-настоящему принадлежать коренному населению. У дешёвой рабочей силы должно быть дешёвое место для размножения, так что пусть африканцы обустраивают его за свой счёт25.

Перевезённые в США темнокожие также находились в состоянии, не сильно способствовавшем изобретательству или развитию – рабство здесь сохранялось до 1865 года, сегрегация – до 1960-х годов26.

Действия колонизаторов на континенте привели к установлению экстрактивных экономических и политических институтов, которые остались в Африке даже после ухода оттуда колонизаторов. Экспансия вглубь Южной Африки голландцев и установление там диктатуры, а затем европейское соперничество за эти территории привели к множеству войн. После открытия в 1867 году значительных месторождений алмазов, а в 1886 году крупных месторождений золота в Йоханнесбурге и других месторождений минеральных богатств, англичане немедленно начали экспансию на всю Южную Африку. Сопротивление со стороны Оранжевой республики и Трансвааля привело к знаменитым англо-бурским войнам в 1880-1881 и в 1899-1902 годах, закончилось всё в 1910 году. Экстрактивные институты, в том числе широкое использование военного насилия и принуждения по отношению к местному населению, вкупе с отсутствием вразумительных инструментов демократии и законности, а также возможностей для их создания, стало благодатной почвой для военных переворотов27 (которых, по данным доктора исторических наук Гульнары Валиахметовой, после 1960 года успешных было 6828). Активная поддержка СССР29 и Запада30 с целью добиться влияния в регионе, которая приводила даже к войне – например, в Анголе31 и в Мозамбике32, и которая как явление исчезла лишь после окончания Холодной войны33, подогревала эти конфликты.

Помимо борьбы между голландцами и британцами, на развитие региона повлияло развитие горнодобывающей промышленности, а также увеличение числа европейских поселений. Особенно заметно это было во время большого спроса на разные продукты питания, а это создавало новые экономические возможности для коренных африканцев в сельском хозяйстве и в торговле. Историк Колин Банди рассказывал, как народ коса в Сискее и Транскее отреагировал на эти экономические возможности очень быстро. Уже в 1832 году, ещё до начала золотой лихорадки и европейской экспансии, моравский миссионер в Транскее отметил небывалую экономическую активность в провинции и всё возрастающий спрос со стороны африканцев на европейские потребительские товары. Гражданский инспектор Джон Хемминг также описывает свой визит в Финголенд в 1876 году и отмечает, что африканцы активно строили кирпичные дома и сажали фруктовые деревья целыми полями34. С развитием сельскохозяйственной экономики жёсткие племенные институты стали отходить. Есть также множество свидетельств перемен в формах собственности на землю. В 1879 году чиновник в Умзимкулу отмечал, что африканцы уже за свой собственный счёт приобрели 38 000 акров земли35. Через три года он писал, что около 8 тысяч африканцев купили 90 000 акров земли для обработки. Одним из самых ярких примеров успеха является история Стефана Санджики из Сискеи, фермера и выходца из самых бедных слоёв общества. Необычайно важное свидетельство, подтверждающее экономический динамизм и процветание африканских фермеров в этот период, можно найти в письме миссионера методистской церки У. Дж. Дэвиса, написанном в 1869 году. В адресованном послании в Британию он рассказывал, что собрал 46 фунтов наличными для Ланкаширского фонда помощи борьбы с хлопковым кризисом. Но с 1890 по 1913 годы экономический рост резко остановился из-за того, что белые колонизаторы не хотели соперничать с темнокожими, когда последние снижали цены на зерновые.

«Чёрные ничего не изобрели»
Джингереберская соборная мечеть

А после ситуация стала ещё более пагубной. Белым нужны были дешёвая рабочая сила для быстро развивающийся горнодобывающей промышленности, которую они могли получить, только сделав темнокожих нищими. Показания Джорджа Албу36, президента Горнопромышленной ассоциации, перед Следственной комиссией в 1897 году, хорошо иллюстрируют логику насильственной нищеты, в которую вогнали темнокожих. Албу рассказывает, как он решил сделать рабочую силу дешевле, просто сказав работникам, что их зарплата урезана. Обе задачи — устранение конкуренции для белых фермеров и получение дешёвой рабочей силы — были решены в 1913 году с принятием Акта о землях коренного населения. Этот закон, предвосхитивший концепцию двойственной экономики Льюиса, разделил Южную Африку на две части — современную и процветающую с одной стороны, и нищую с другой. Закон отдавал 87% земли белым фермерам, которые составляли всего 20% населения. Оставшиеся 13% отходили чёрным37. Закон 1913 года установил апартеид, когда все экономические и политические права были в руках белого населения. Таким образом были уничтожены все экономические стимулы. В 1951 году была законодательно закреплена племенная собственность. За лишением африканцев прав собственности последовало массовое обнищание.

Множество данных свидетельствует о падении уровня жизни после Земного акта 1913 года. Транскей и Сискей вступили в полосу затяжного экономического упадка. Записи горнодобывающих компаний о найме на работу, собранные историком Френсисом Уилсоном, показывают, что этот упадок был характерен и для экономики Южной Африки. С 1911 по 1921 год зарплата шахтёров упала на 30%. Даже в 1961 году, когда был устойчивый рост, эти зарплаты были всё ещё ниже на 12%, чем в 1911 году38. Система апартеида понимала, что образованный чёрный — конкурент белому, а не просто дешёвая рабочая сила для шахт и белых фермеров. Уже в 1904 году в горнодобывающем секторе была введена система квотирования рабочих мест, причём африканцы не могли претендовать на целый ряд профессий и должностей. В один миг темнокожим запретили выполнять любую хоть сколько-нибудь квалифицированную работу в шахтах. В 1926 году «цветной барьер» был распространён на всю экономику и оставался в силе до 1980-х. ЮАР закрыла для них любую возможность воспользоваться экономическими выгодами от образования и отказалась вкладывать средства в развитие «чёрных» школ. Эта политика достигла пика в 1950-х годах, когда создатель апартеида Хендрик Фервурд принял Акт об образовании банту. Это привело к существенным различиям в уровне жизни белых и чёрных в стране, а в 1970-х годах рост экономики вовсе практически прекратился.

Итог

У темнокожих имеются научные и культурные достижения, попытки их отрицать являются расистскими стереотипами, основанными на недостатке эрудиции. Слова об отсутствии изобретений у темнокожих являются прямой фальсификацией и попыткой обмана доверчивого слушателя. Менее заметное количество изобретений связано с историческими, а не биологическими факторами. Тот факт, что темнокожие не превзошли по количеству изобретений светлокожих, в любом случае не делает их менее полноценными, как проигрыш чемпионства не делает спортивную команду хуже остальных раз и навсегда. Точно так же, если шатены совершили больше изобретений, это не делает блондинов или брюнетов менее полноценными. Сам же расизм также является фальсификацией, что мы более подробно рассматривали отдельным материалом.

Источники

  1. Ксения Кривотулова. «Вы думали, я вас не переиграю? Я вас уничтожу!» Скандальный российский историк провозгласил себя гением. С ним согласился весь интернет // Лента.ру (lenta.ru). 6 апреля 2020 года, 00:06. [Электронный ресурс]: https://lenta.ru/articles/2021/01/05/maestro/ (Дата обращения: 20.09.2021).
  2. Евгений Понасенков и Профессор Мельник. Жаркая дискуссия на тему чёрных // YouTube (www.youtube.com). 18 июля 2020 года. [Электронный ресурс]: https://www.youtube.com/watch?v=aXTAE3Ba9Ys (Дата обращения: 20.09.2021).
  3. Thad Morgan. 8 Black Inventors Who Made Daily Life Easier // History (www.history.com). 20 февраля 2019 года. [Электронный ресурс]: https://www.history.com/news/8-black-inventors-african-american (Дата обращения: 20.09.2021).
  4. Там же.
  5. Black History 2021 // JobTrain (www.jobtrainworks.org). [Электронный ресурс]: https://www.jobtrainworks.org/wp-content/uploads/2021/02/Black-History-2021-all-stories.pdf (Дата обращения: 20.09.2021).
  6. Mary Bellis. Black History Month — African American Patent Holders — B // ThoughtCo. (www.thoughtco.com). 21 ноября 2019 года. [Электронный ресурс]: https://www.thoughtco.com/african-american-patent-holders-b-4122701 (Дата обращения: 20.09.2021).
  7. Granville T. Woods – Inventions, Family & Facts // Biography (www.biography.com). 2 апреля 2014 года. [Электронный ресурс]: https://www.biography.com/inventor/granville-t-woods (Дата обращения: 20.09.2021).
  8. Augustus Jackson (1808-1852) // BlackPast (www.blackpast.org). 21 июня 2021 года. [Электронный ресурс]: https://www.blackpast.org/african-american-history/people-african-american-history/augustus-jackson-1808-1852-2/ (Дата обращения: 20.09.2021).
  9. К.Н. Гаврилов. Олдувайская культура // Большая российская энциклопедия. Том 24. Москва, 2014, стр. 80. [Электронный ресурс]: https://bigenc.ru/archeology/text/2684426 (Дата обращения: 20.09.2021).
  10. С.В. Дробышевский. Переход к систематическому изготовлению орудий. Олдованские индустрии // Антропогенез.ру (antropogenez.ru). [Электронный ресурс]: https://antropogenez.ru/zveno-single/124/ (Дата обращения: 20.09.2021).
  11. О.А. Климанова, Н.А. Божко и другие. Африка // Большая российская энциклопедия. Том 2. Москва, 2005, стр. 527-555. [Электронный ресурс]: https://bigenc.ru/geography/text/v/1841299 (Дата обращения: 20.09.2021).
  12. С.Я. Берзина. Нок // Большая российская энциклопедия. Том 23. Москва, 2013, стр. 269. [Электронный ресурс]: https://bigenc.ru/archeology/text/2669670 (Дата обращения: 20.09.2021).
  13. Станислав Дробышевский. О расах Древнего Египта и Нубии // Антропогенез.ру (antropogenez.ru). [Электронный ресурс]: https://antropogenez.ru/zveno-single/302/ (Дата обращения: 20.09.2021).
  14. А.В. Старикова, В.А. Попов и другие. Эфиопия // Большая российская энциклопедия. Том 35. Москва, 2017, стр. 505-514. [Электронный ресурс]: https://bigenc.ru/geography/text/4917478 (Дата обращения: 20.09.2021).
  15. Alan Light. Hip-hop. Music and cultural movement // Britannica (www.britannica.com). [Электронный ресурс]: https://www.britannica.com/art/hip-hop (Дата обращения: 20.09.2021).
  16. Gunther Schuller. Jazz // Britannica (www.britannica.com). [Электронный ресурс]: https://www.britannica.com/art/jazz (Дата обращения: 23.09.2021).
  17. Rickey Vincent. Funk // Britannica (www.britannica.com). [Электронный ресурс]: https://www.britannica.com/art/funk (Дата обращения: 23.09.2021).
  18. В.Ю. Зайцев, О.А. Климанова и другие. Намибия // Большая российская энциклопедия. Том 21. Москва, 2012, стр. 736-747. [Электронный ресурс]: https://bigenc.ru/geography/text/2247323 (Дата обращения: 20.09.2021).
  19. Н.В. Виноградова, О.А. Климанова и другие. Конго // Большая российская энциклопедия. Том 14. Москва, 2009, стр. 740. [Электронный ресурс]: https://bigenc.ru/geography/text/2088735 (Дата обращения: 20.09.2021).
  20. Португальская Колониальная Империя // Энциклопедия Всемирная история (w.histrf.ru). [Электронный ресурс]: https://w.histrf.ru/articles/article/show/portugalskaia_kolonialnaia_imieriia (Дата обращения: 20.09.2021).
  21. Э.С. Райнерт. Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными [Текст] / пер. с англ. Н. Автономовой; под ред. В. Автономова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». 4-е изд. — 384 с. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. — с. 197.
  22. Сергей Ромашенко. Германия официально признала геноцид племен гереро и нама в Намибии // DW (www.dw.com). 28 мая 2021 года. [Электронный ресурс]: https://www.dw.com/ru/germanija-oficialno-priznala-genocid-plemen-gerero-i-nama-v-namibii/a-57697245 (Дата обращения: 20.09.2021).
  23. Adam Hochschild. Leopold II King of Belgium // Britannica (www.britannica.com). [Электронный ресурс]: https://www.britannica.com/biography/Leopold-II-king-of-Belgium (Дата обращения: 20.09.2021).
  24. Дарон Аджемоглу, Джеймс А. Робинсон. Почему одни страны богатые, а другие бедные. Происхождение власти, процветания и нищеты / Дарон Аджемоглу, Джеймс А. Робинсон: [перевод с английского Дмитрия Литвинова, Павла Миронова, Сергея Сановича]. — 575 с. — Москва: Издательство АСТ, 2015. — с. 297-301.
  25. C. Bundy. The Rise and Fall of the South African Peasantry. — Berkeley: University of California Press, 1972 — p. 262
  26. Э.Л. Нитобург, Н.Э. Звенигородская и другие. Афроамериканцы // Большая российская энциклопедия. Том 2. Москва, 2005, стр. 559-560. [Электронный ресурс]: https://bigenc.ru/ethnology/text/1841915 (Дата обращения: 20.09.2021).
  27. Военные перевороты в Африке. Досье // ТАСС (tass.ru). 15 ноября 2017 года, 18:04. [Электронный ресурс]: https://tass.ru/info/4731722 (Дата обращения: 20.09.2021).
  28. Г.Н. Валиахметова. Авторитаризм и демократия в африканских странах // Институты прямой и представительной демократии: генезис политических режимов в XX веке: сборник материалов Зимней школы, Екатеринбург, 4-15 января 2000 г. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2000. С. 157-165.
  29. Степан Костецкий. Красный закат. СССР давал африканским странам миллиарды на борьбу с Западом. Почему эти деньги были потрачены зря? // Лента.ру (lenta.ru). 18 января 2021 года, 00:01. [Электронный ресурс]: https://lenta.ru/articles/2021/01/18/komms_africa/ (Дата обращения: 20.09.2021).
  30. А. Громыко. «Холодная война» как фактор развития международных отношений на африканском континенте в 1960–1970-е годы: некоторые закономерности и уроки истории // Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. Научный журнал: Том 8. N. 4. Октябрь-Декабрь 2016. — с. 130.
  31. Ландо Жоземануел Гомес, Армандо Луис Росарио Коста, О.Ю. Вашутина. Причины гражданской войны в Анголе // «Эхо русского народа»: отражение истории России ХХ века в поэтическом и песенном творчестве. Материалы IV международной молодёжной научно-практической конференции. — Омск: Омский государственный технический университет, 2017. — с. 89.
  32. В.А. Шагалов. Гражданская война в Мозамбике и миротворческая операция ООН // Учёные записки Казанского университета. Серия «Гуманитарные науки» т. 155. 2013. — кн. 1. — с. 257-259.
  33. В.М. Кассае Ныгусие, Н.В. Ивкина. Особенности политического развития Африки в постколониальный период // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. Том 20, № 1 (2020): Деколонизация, неоколониализм и реколонизация: к 60-летию Года Африки. — с. 29.
  34. C. Bundy. The Rise and Fall of the South African Peasantry. — Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 1979. — p. 46.
  35. Ibid, p. 89.
  36. Charles H. Feinstein. An economic History of South Africa: Conquest, Discrimination and Development.
  37. W. Arthur Lewis. Economic Development with Unlimited Supplies of Labour.
  38. Francis Wilson. Labour in the South African Gold Mines, 1911-1969

Если у вас имеются материалы, которые возможно добавить в статью - пишите, пожалуйста, в комментарии. Если ваши факты подтверждаются авторитетными источниками и вписываются в статью, мы обязательно их включим.

У нас нет миллионных рекламных бюджетов, поэтому делитесь статьёй в соцсетях, если разделяете мнение, высказанное в ней

Обсуждения

Редакция онлайн-журнала "Логика прогресса" разрешает комментарии, потому что не боится дискуссии и стремится к наиболее объективному отображению информации. Мы призываем всех присоединиться к обсуждениям, высказывать своё мнение и конструктивную критику.

  1. Искатель

    Здравствуйте. Иногда натыкался на ваш сайт в поиске и знакомился с материалами. И тут вот какая странность. Почему вы объединяете всех ваших оппонентов в одни и те же абстрактные категории «правые» и «консерваторы»?
    Разве традиционалист и правый либерал — это одно и то же?
    Правые либералы, кстати, тоже любят себя называть «прогрессорами», а всех остальных — «консерваторами-мракобесами», но вы их объединили в одной категории со всякими традиционалами — вроде ортодоксальных мусульман, православных, сторонников «сильной руки», авторитаристов и так далее.

    И ещё один вопрос: В чём существенные различия между Вашими идеями и идеями (право)либеральными? Я увидел лишь сугубо косметические различия. Но при этом Вы называете представителей родственной идеологии — консерваторами.
    Где логика?

    Может я что-то неправильно понял? Если вы не хотите мне отвечать, просто удалите моё сообщение и я никогда больше вас не побеспокою.

    Но мне очень бы хотелось услышать ответы на мои вопросы.

    Заранее благодарен.

    • Авель Родионов

      «Почему вы объединяете всех ваших оппонентов в одни и те же абстрактные категории «правые» и «консерваторы»?
      Разве традиционалист и правый либерал — это одно и то же?»

      Приветствую! «Правые» и «консерваторы» — это множественные термины. К примеру, троцкисты, сталинисты, анархо-коммунисты — это разные движения, но они входят во множество «коммунисты». Точно так же праволибералы, фашисты, сталинисты входят в понятие «консерваторы». У нас есть статьи о консерваторах и о правых и левых. Там, где речь идёт только о правых либералах, но не о традиционалистах — там, пожалуй, лучше использовать термин «правый либерал». Но если речь идёт одновременно о тех и о других, то мы используем термин «консерватор».

      «В чём существенные различия между Вашими идеями и идеями (право)либеральными? Я увидел лишь сугубо косметические различия. Но при этом Вы называете представителей родственной идеологии — консерваторами»

      В ценностях (правые либералы зачастую разделяют ценности патриотизма, религии и так далее) и в отношении к социальному государству, например. Это очень серьёзные различия.

  2. Алекс

    А как понимать примерно такие заявления в ответ на такие статьи, которые могут быть от расистов: «Да ничего они не изобрели. Те мифические «учёные», о которых написана статья — в лучшем случае патентодержатели. В худшем случае им приписаны изобретения других людей, зачастую неизвестных (иногда даже посмертно) во имя толерантности или это плагиат чужих изобретений»?

    • Авель Родионов

      Понимать нужно так, что реальных аргументов нет. Отвечать нужно требованием предоставить авторитетные источники в подтверждение.

  3. Р

    Вот про Олдувай и изобретение огня здесь было явно лишним. Тогда даже нашего вида не было.

Больше статей – в разделе "База знаний"