«Люди Икс»: обзор с точки зрения прогрессивных ценностей

«Люди Икс»: обзор с точки зрения прогрессивных ценностей

Нередко, когда говорят о обзорах фильмов левыми, имеют в виду узкий анализ, где сюжет рассматривается с точки зрения противостояния «капитализма» и «социализма». По сути, фильмы оцениваются, исходя из соображений противостояния развитым демократиям и коммунистического понимания классовой борьбы. Однако, конечно, не весь левый анализ проводится в этом ключе. В данной статье мы приведём пример такого анализа.

Социал-демократы проводят оценку фильмов, исходя из продвигаемых в этих фильмах ценностей и опираясь на соответствие их прогрессивным ценностям. Пример такой оценки мы постараемся привести в отношении одного из наиболее хорошо отвечающих нашим ценностям фильмов – «Люди Икс: Первый класс», а также затронем его продолжение. Сразу следует пояснить, что если вы боитесь так называемых «спойлеров», то этот обзор лучше не читать, однако, с точки зрения автора текста, если спойлеры могут испортить фильм, то такой фильм вообще не стоит того, чтобы его смотреть. Действительно хорошие фильмы можно пересматривать не один раз.

Итак, во вселенной франшизы «Люди Икс» мир делится на людей и мутантов, наделённых некоторыми способностями, не свойственными людям. Некоторыми людьми мутанты считаются недочеловеками (аллегория на «небелые» расы и расистов). Эрик Леншер (Магнето) – мутант, главный антагонист франшизы, чьи способности – управлять металлом. Его мать убили нацисты. Из-за пережитых событий Эрик ведёт борьбу за захват мутантами контроля над миром с последующим замещением ими людей, с чем борется его лучший друг – Чарльз Ксавьер (Профессор Икс), обладающий телепатическими способностями. Сценарист комиксов Крис Клэрмонт признавался позже, что образ Магнето был основан на правом израильском политике Менахеме Бегине, руководителе подпольной террористической организации «Иргун», а образ Профессора Икс – на израильском социал-демократе Давиде Бен-Гурионе1. Вероятно, в 1990-е годы многих людей, слышавших о мультсериале «Люди Икс», интересовали два вопроса: почему Магнето и Профессор Икс борются между собой, и почему последний – в инвалидной коляске? «Первый класс» даёт исчерпывающие ответы на эти вопросы.

Само начало «Людей Икс» даёт нам часть понимания причин разного пути Чарльза и Эрика – первый имел на редкость благополучное детство, второму же крайне не повезло. Сцена, в которой юный Чарльз впервые встречает Мистик – девочку-мутанта, способную принимать любой облик, но в своём обычном облике выглядящую необычно, и, возможно, пугающе — показывает, что Ксавьер уже в детском возрасте не испытывает предубеждений к тем, кто выглядит иначе.

Эта сцена даёт нам понимание разницы между слепой ненавистью к непохожим (ксенофобией), которая может рождать только боль и страдание для всех вокруг, и толерантным отношением, которое даёт дружбу и взаимовыгодное сотрудничество. Нацисты ведут себя по отношению к юному Эрику Леншеру иначе – они угрожают ему и убивают его мать. Неудивительно, что он потом беспощадно будет уничтожать и истязать их и их подельников.

Зло и нетерпимость рождают другое зло. В то время как Чарльз и Мистик живут нормальной, мирной жизнью.

Конечно, смотреть на то, как Магнето уничтожает нацистов, можно долго. Прав он или нет – мы упомянем об этом далее, но пока мы скажем, что зло, которое творит путинский режим сегодня в Украине, породит охотников за головами путинистов.

Однако главный антагонист первого фильма – Себастьян Шоу, проводивший над Эриком опыты и убивший его мать – ускользает от Магнето, потому что тот недостаточно силён, чтобы победить его в одиночку. А где недостаточно сил для победы над злом и есть определённое согласие между теми, кто ему противостоит, там возникает демократия – все, кому это зло противно, либо объединяются и побеждают как команда, либо проигрывают поодиночке. Поэтому Ксавьер, найдя Магнето, предлагает ему работать вместе.

Шоу – также мутант, он обладает огромной силой, и его цель – спровоцировать войну между США и СССР, чтобы в этой войне выжили только мутанты. Он считает людей слабым, отжившим своё видом. Уже при первых попытках найти Шоу Чарльз замечает, что его новый друг готов пойти на многое ради своей цели отомстить, и даже на убийство.

В команде Чарльза и Эрика состоят Мистик и обладающий странной мутацией Хэнк – пальцы на его ногах так же развиты, как и на руках, и он стыдится этого дефекта, делающего его не таким, как люди. Он и Мистик хотят изменить свою внешность, чтобы стать «нормальными», и Хэнк создаёт для этого сыворотку. Мистик, после разговора с Леншером, который говорит ей, что она не должна прятаться, а должна выглядеть такой, какой есть на самом деле, меняет своё мнение, и отказывается от сыворотки.

Хэнк же принимает сыворотку, но становится только хуже — мутация влияет на всю его внешность. Здесь уже фильм поднимает вопросы меньшинств и их попыток вписаться в общество. «Люди Икс» задают вопрос – может быть, лучше принять себя как есть, а не пытаться делать вид, что ты другой, не пытаться идти на опасные для твоего здоровья меры, чтобы исправить свои отличия от большинства?

Здесь же мы видим также и всю сложность вопроса идентичности. С одной стороны, Магнето помогает Мистик принять себя, обрести в этом плане гармонию.

И этим он вызывает её благодарность и симпатию, в отличие от Чарльза, который не считает, что она должна демонстрировать свою естественную внешность. Эрик сам осознал себя как мутанта и принял это. С другой стороны, его осознание самого себя как мутанта выльется позже в опасную форму расизма. Месседж фильма здесь в том, что есть опасные идентичности, которые могут быть полезны в некоторых случаях, но в некоторых могут привести к страшным последствиям. Именно к таким идентичностям, с точки зрения автора текста, относится национальная. Мы можем осознавать себя русскими, однако прежде всего мы должны ощущать себя демократами, гуманистами, сторонниками социальной справедливости, и лишь после ряда самых важных идентичностей мы можем осознавать себя как русские, не забывая обо всём остальном. Мы писали об этом ранее в статье о конструируемых идентичностях.

Что же касается сцен, в которых Магнето при помощи Чарльза разворачивает спутниковую тарелку и поднимает подводную лодку Шоу из воды при помощи своих сил – они являются типичными произведениями американской культуры. В США в целом придают более существенное значение роли человеческой воли, чем это делают в прагматичной Европе. Фильм показывает, что Леншер прошёл огромный путь от мальчика, который не может сдвинуть с места монетку, до человека, который поднимает в воздух целую субмарину. В начале фильма он чуть не погиб, пытаясь поднять эту лодку, а в итоге всё же добился своего. Вера американцев в то, что упорным трудом можно достичь чего угодно, очень велика, и с одной стороны, это хорошо, так как у некоторых действительно получаются невероятные вещи и невероятные изобретения, но с другой стороны, приземлённые европейцы добились большего успеха в социальной борьбе за счёт того, что не рассчитывают только на себя, а понимают, что в некоторых случаях имущие и властные социальные группы просто не позволят добиться высоких целей, не желают создавать для этого условия, а заняты лишь личным обогащением.

В итоге совместными усилиями им удаётся одолеть Шоу – Магнето, улучив момент во время лекции злодея о том, что они – «будущее человеческой расы», срывает с него шлем, который не даёт Чарльзу контролировать мозг Шоу, а без шлема тот сразу же попадает под контроль. Ксавьер нейтрализует его, и здесь, вроде бы, удачный момент, чтобы попытаться отправить его на вечный отдых в каком-нибудь спецпомещении Пентагона, но у Эрика свои планы. Он берёт ту самую монету, которую его заставлял сдвинуть Шоу (и после неудачи убил мать Эрика), и просто прорезает ей голову противника. Мы видим свастику на этой монете, а наш мозг видит, как насилие нацистов потом возвращается им самим.

В это время правительства США и СССР решают, что мутанты опасны и отдают приказ военным кораблям уничтожить их. По расположенным на острове мутантам выпускают ракеты. Магнето их останавливает, но Чарльз видит, что Эрик готов пойти ещё дальше, разворачивая ракеты, чтобы ударить ими в ответ. Он также понимает, что этот удар Эрика означает войну между людьми и мутантами, и подтвердит опасения тех, кто считает мутантов угрозой, со всеми вытекающими последствиями. И он хочет остановить друга, несмотря на сопротивление.

Проблематика этой сцены ещё сложнее, чем вопрос с идентичностями. Она – о наказании за выполнение преступных приказов. Следует ли за это наказывать? Если да, насколько жёстко? Допустимо ли уничтожение исполнителей, на что был готов пойти Магнето? Конечно, он, как бывший узник Освенцима, готов на всё, чтобы не оказаться снова в руках людей, которые «выполняют приказы». И его правда в этом есть. Как есть правда и в намерениях Ксавьера, который думает о том, что для прекращения насилия и войны кто-то должен переступить через себя и сделать это первым. И если с убийством Шоу Чарльз мог смириться, так как груз ответственности на этом злодее был действительно колоссален, и обезвредить его было бы очень сложно, то со смертью моряков он смириться уже не мог.

Почему? Вспоминаем подмеченное ещё Максимилианом Робеспьером (когда он ещё не потерял свой разум): если вы можете наказать преступника, обезвредить его, то значит, вы сильный, и вы можете позволить себе не убивать его, а если вы это можете, то вы должны оставить ему жизнь, если вы гуманист. Гуманист имеет моральное право убивать того, кто несёт смертельную угрозу и не может быть обезврежен, но в случаях, когда у него есть власть – вот тогда и наступает время показать, что он гуманист. Чарльз говорит: «Ты сам сказал, что мы лучше них. Мы можем доказать это». И в этой ситуации они действительно могли это доказать. Это колоссально важно для нас, как для социал-демократов. Наш гуманизм не означает того, что мы должны подставлять обе щеки тому, кто пришёл нас убивать и делать рабами. Тот, кто пришёл к нам с такими намерениями, и не желает от них отказываться, должен быть физически уничтожен, и у нас в этом не должно быть ни тени сомнений, ни тени сострадания. Но если мы можем обезвредить его, если у нас есть сила для этого – здесь и приходит время доказать, что мы гуманисты.

Создатели фильма, очевидно, отводили этой сцене столь же высокое значение. На это указывает отсылка к фильму «Нюрнберг» 2000 года – американского капитана играет тот же самый актёр (Майкл Айронсайд), игравший в этом фильме американского полковника, который в ответ на фразу немца о том, что они «просто выполняли приказ» и что солдат должен это понять, срывает с него погоны и говорит, что они больше не солдаты, а военные преступники. Несомненно, что этой отсылкой авторы хотели обратить особое внимание искушённого зрителя на проблему «выполнения приказов». И, конечно, тот факт, что теперь этот актёр играет уже роль того, кто выполняет приказ, заставляет задуматься – сегодня ты осуждаешь человека за выполнение приказов, но кто знает, какие приказы заставят выполнять тебя.

В ходе завязавшейся стрельбы Чарльз получает ранение, которое сделает его инвалидом на всю жизнь. И к этому привело упрямство Эрика. Он пытается склонить друга на свою сторону, говоря ему, что они хотят одного и того же. Ксавьер отвечает: «друг мой, прости, но это не так». Действительно, общая цель – вот что объединяет. Если цель разная, люди не могут быть вместе. Это особенно важно в контексте происходящих сегодня в среде российских социал-демократов процессов – часть их хочет социальной демократии европейского типа, а другая часть хочет того, на что даже развитые социальные демократии оказались не способны. Часть хочет нормального экономического уклада, часть – социализма, ухода от частной собственности. Мы политически друзья с демократическими социалистами, но мы не хотим одного и того же. И ошибкой будет выстраивать общую партию.

Магнето, который уже осознал свою идентичность как мутанта, на что наложились нацистские «проповеди» Шоу, объявляет, что «люди себя показали». Как и личности, мыслящие опасно крупными идентичностями, он выдаёт действия отдельных людей за действия огромной группы, и его врагом становятся все люди. К нему присоединяется Мистик. Чарльз, выбрав путь ненасилия, вступил на сложную дорогу. Его покинули лучший друг, Мистик, которая была ему как сестра, его покинула даже возможность ходить. К сожалению, так устроен наш мир, что порой за великодушие он отплатит лишь этим, и каждый, кто выбирает этот тяжёлый путь, должен быть к этому готов.

На самом деле, сцена на острове – ключевой момент вообще всей франшизы. Она построена на противостоянии Чарльза Ксавьера и Магнето, и это противостояние показывает разницу подходов, разницу в методах борьбы и разницу в целях. Эта сцена показывает нам, откуда вообще появилось это противостояние, по какой причине разошлись пути этих двух личностей. Левому движению, и российскому левому движению в особенности, очень близка проблематика размежевания – учитывая его частые расколы. Как видим, расколы наблюдаются даже у персонажей сверхпопулярных франшиз, то есть они связаны не с «токсичностью» левого движения, а с наличием вопросов, по которым не может и не должно быть единства мнений, так как нет одного правильного варианта ответа (к этому мы ещё вернёмся позднее).

Вторая часть франшизы называется «Дни минувшего будущего». По сюжету, созданная для уничтожения мутантов программа «Стражи» начала находить «спящие» мутационные гены и в обычных людях, и весь мир лежит в руинах, а выжившие люди и мутанты содержатся в концлагерях либо уничтожаются. Небольшая группа людей Икс осталась на свободе, но скоро у них не останется мест, где они могут спрятаться от Стражей. Они находят способ отправить одного из них в прошлое, чтобы не дать Мистик убить создателя программы Стражей Боливара Траска – именно это убийство убедило правительство запустить программу. Единственный, кто может выдержать подобное перемещение во времени – Логан, он же Росомаха (он обладает способностью к регенерации). Переместившись в 1973 год, Логан находит Чарльза Ксавьера в подавленном состоянии, принимающего препараты для того, чтобы быть в состоянии ходить, но они нейтрализуют его телепатические способности.

Вместе они освобождают Эрика Леншера, к тому моменту уже находившегося в тюрьме под Пентагоном, чтобы он помог им остановить Мистик, пытавшуюся убить Траска в Париже. В ходе выполнения этой задачи проявился весь экстремизм Магнето – стремление решить проблему, просто убив Мистик, с которой он долгое время был близок и которая в своё время выбрала его. Причём за то, что она тоже решала проблему его методом. И это крайне символично – ведь политические экстремисты тоже в итоге пожирают сами себя, достаточно вспомнить Якобинский террор или Большой террор в СССР. Решая проблемы таким экстремистскими инструментами, вы никогда не знаете наперёд, в какой момент эти инструменты обернутся против вас. Присоединяясь к экстремистам, не жалуйтесь потом, что они применили свои методы и к вам. Гораздо безопаснее для всего общества, если все его члены будут держаться в рамках разумного, гуманистического закона. Однако, Магнето мешает Зверь, и Мистик удаётся скрыться.

Президент Никсон, впечатлённый угрозой со стороны Мистик, даёт добро на финансирование программы «Стражи». Чарльз после ухода Магнето понимает, что у них мало сил для противостояния ему, и жертвует возможностью ходить ради возвращения своих способностей. Видя, что Чарльз по-прежнему скептичен по поводу возможности что-либо изменить, Логан просит «увидеть своё будущее» с помощью него. Заглянув в мозг Логана, профессор видит себя самого из будущего, а тот видит его. Диалог между профессором Икс из прошлого и из будущего – действительно великая сцена, заслуживающая места в пантеоне кинематографа. Чарльз из прошлого спрашивает:

— Так вот что с нами стало? Эрик был прав. С нами это случится.

— Нет, если мы покажем им лучший путь.

— Ты ещё веришь?

Профессор объясняет юному Чарльзу, что если кто-то оступился, сбился с пути — это не значит, что он потерян. Это, конечно же, великая мысль. Мы должны прощать ошибки, но тем, кто действительно готов измениться. Мы знаем, что тот же Шоу встал на путь зла окончательно и бесповоротно. Таких личностей нам остаётся лишь нейтрализовать, что и было сделано в первом фильме. Однако тех, кто может ещё измениться — наших близких, друзей, которые нам помогали не раз и про которых мы знаем, что они хорошие люди, просто запутавшиеся; тех, кто уже творил добро, просто, как и мы все, не застрахован от тяжёлых ошибок — их мы можем прощать, мы можем показать им лучший путь.

Магнето тем временем оснащает металлом роботов из Траск Индастриз и на их презентации блокирует Белый дом с помощью вырванного из земли спортивного стадиона. Ему пытаются помешать Зверь и Росомаха, но у них ничего не выходит.

Магнето наставляет пистолеты на президента и его штаб, и говорит на камеры пафосную речь о том, что «наше новое завтра начинается сегодня», готовясь применить оружие, и в этот момент в него стреляет Мистик, перевоплотившаяся в Никсона. Обезвредив Магнето и не дав ему убить всех, развязав настоящую войну между людьми и мутантами, она направляет свой пистолет на Траска. В этот момент Чарльз пытается убедить её не стрелять, и после произнесённых им слов Мистик бросает пистолет и отдает Магнето Чарльзу. Будущее меняется: президент убеждается в том, что мутанты не представляют угрозы и отменяет программу «Стражи», Траск же арестован. Логан просыпается в будущем, где все его друзья живы.

«Дни» заканчиваются великой фразой: «бесчисленные возможности выбора определяют нашу судьбу. Каждый выбор, каждый момент – это рябь на поверхности реки времени. Если ряби будет много, ты сможешь изменить поток. Поскольку будущее не предопределено».

Предопределённость будущего, линейность хода мировой истории – одна из самых опасных химер, с которыми приходится сражаться прогрессивным силам общества. Когда целая плеяда государств под управлением коммунистических партий рухнула, как карточный домик, многие оказались во власти иллюзии, будто бы демократический мир победил, демократия пришла во многие страны навсегда, а коммунизм умер и больше никогда не поднимется. Но история, как она и делала это всегда, показала всю нелепость идей о предопределённости будущего. Некоторые страны откатились обратно к авторитаризму. И хотя сегодня может казаться, что ничто не в силах возродить коммунизм и нацизм, это иллюзия – они вполне могут вернуться. И демократия вполне может проиграть в мировом масштабе. Представления о линейности истории убеждают нас в том, что в любом случае некие «законы исторического развития» или другое выдуманное божество приведут к какому-то результату, будь то демократия, социализм или ещё что-то. А раз это случится в любом случае, то это значит, что мы ничего не решаем. А раз мы ничего не решаем, то зачем бороться, зачем заниматься политикой? Вот это и есть одна из опаснейших угроз, это одна из самых отвратительных мыслей, убивающих в человеке личность и взращивающих раба. Если наше поколение не будет вести политическую борьбу, то будущие поколения заплатят за эту безответственную глупость страшную цену. Это гениальный месседж, который отрадно видеть в произведении массовой культуры.

Третий фильм повествует о пробуждении могущественного мутанта из прошлого – Апокалипсиса. Он вещает, что «слабые захватили землю» и «этот мир надо спасти». Когда ему говорят, что для этого есть законы и системы, он в ответ спрашивает: «дитя моё, почему ты дала поработить себя?» То есть в лице этого персонажа мы имеем типичного утопического популиста, отрицающего любые из существующих и работающих (хоть и не без недостатков) политических и экономических систем. Такие люди сулят утопию после разрушения текущего уклада и таких фундаментальных институтов, как государство, завлекая последователей ловкой демагогией так же, как Апокалипсис в этой сцене. Он обещает, что «на развалинах их мира мы создадим лучший мир».

Ему удаётся увлечь за собой Магнето, который скрывался в Польше и пробовал жить, как человек, обзаведясь семьёй, но его обнаружили и в ходе инцидента с польской милицией его жена и дочь погибли. Магнето снова зол на людей из-за этого и присоединяется к Апокалипсису. Однако во время ритуала по перевоплощению последнего, после которого тот должен поглотить и впитать способности Чарльза, Мистик убеждает его помочь в борьбе с этим мутантом. В итоге Магнето возвращается и помогает победить Апокалипсиса. Если второй фильм был триумфом умеренности, урегулировав ситуацию при помощи примера и убеждения, то в третьем уже важная роль отводится «радикальному крылу».

Франшиза в целом показывает нам, что без Магнето не получилось бы победить ни Шоу, ни Апокалипсиса, да и в ситуации с роботами Траска он сыграл свою роль, без которой всё могло сложиться иначе. Действительно, в борьбе с авторитаризмом и с главной угрозой демократы могут не справиться без помощи радикальных, революционных демократов. Однако даётся также намёк на то, что радикальное крыло должно быть под контролем гуманистического.

В итоге мы можем назвать франшизу «Люди Икс» наполненной актуальными и сложными проблемами, прекрасным произведением культуры, которое заставляет задуматься и соответствует прогрессивным ценностям, формируя граждан не просто гуманистически мыслящих, но также имеющих свободу выбора и осознающих, что нет универсальных и всегда верных решений, что существует множество различных трудностей и путей их решения, а решения порой могут быть тяжёлыми.

Источники

  1. Alec Foege. The X-Men Files // New York Magazine (nymag.com). 20 июля 2000 года. [Электронный ресурс]. URL: https://nymag.com/nymetro/arts/features/3522/ (Дата обращения: 17.04.2023).

Если у вас имеются материалы, которые возможно добавить в статью - пишите, пожалуйста, в комментарии. Если ваши факты подтверждаются авторитетными источниками и вписываются в статью, мы обязательно их включим.

У нас нет миллионных рекламных бюджетов, поэтому делитесь статьёй в соцсетях, если разделяете мнение, высказанное в ней

Обсуждения

Редакция онлайн-журнала "Логика прогресса" разрешает комментарии, потому что не боится дискуссии и стремится к наиболее объективному отображению информации. Мы призываем всех присоединиться к обсуждениям, высказывать своё мнение и конструктивную критику.

  1. F

    Крайне интересен для подобного разбора может быть фильм «Поколение Вояджер». Там я вижу аллегорию на слом традиционного общества (в фильме все должны пить синюю жидкость, которая ограничивает агрессивность, сексуальное желание и т.д., а управляет всеми взрослый наставник, который погибает), после которого люди встают на развилку: с одной стороны люди, которые хотят установить правила, обеспечивающие права каждого, а с другой — популисты, устанавливающие диктатуру и беззаконье. Причём эти популисты боролись с несуществующим инопланетянином, который якобы убил наставника (предатели слили ПМВ, развалили СССР). Многие сначала переметнулись на сторону популистов, главные герои еле смогли выжить, но они смогли убить главного «вождя», и в итоге установился демократический порядок. Тут видна аналогия с историей фашистских режимов, которые заняли почти всю Европу, но в итоге всё равно проиграли.

Больше статей – в разделе "База знаний"