Конструируемые идентичности

Конструируемые идентичности

Идеологии, ряд которых строится вокруг "натальных" признаков и гражданственности, весьма различны по своей сути и радикализму требований, однако их взаимное смешение часто приводит к путанице и непониманию как в среде самих правых движений, так и в среде критиков. Поэтому, например, национал-демократов могут путать с нацистами, а ксенофобию называть расизмом. Давайте попробуем разграничить термины для облегчения понимания.

В словарях присутствует некоторая путаница касательно понятий «патриотизм», «национализм», «нацизм», «расизм», «фашизм» и некоторых других. Так, Dictionary.com1 и Britannica2 обозначают нацизм как чисто немецкое явление, хотя повторное возникновение политического режима с подобными характеристиками теоретически возможно не только в Германии. Словари Ожегова3 и Ефремовой4 определяют нацизм как «германский фашизм», хотя фашизм и нацизм всё же различаются – например, далеко не все фашистские государства проводили или поддерживали политику геноцида и массового уничтожения людей на основе их расового происхождения. Одним из определений нации в словаре Ожегова является формулировка «страна, государство»5, то есть становится непонятным, чем патриотизм, означающий «любовь к своему отечеству»6, отличается от национализма, который помимо прочего означает, по словарю Ефремовой, «трактовку нации как высшей формы общества»7. В свою очередь, слово «расизм» зачастую имеет в словарях привязку к расе8, но в действительности очень часто употребляется для обозначения дискриминации и по национальному признаку9.

Надеемся, что в будущем научное и политическое сообщества установят здесь строгую терминологию. Но пока этого не произошло, мы постараемся предложить конкретизированные разграничения, которыми будем пользоваться в статьях на «Логике прогресса». Давайте установим определения основных понятий.

Национальность

Большая российская энциклопедия даёт два определения национальности: «1) то же, что этническая общность или её определённый тип; 2) Этническая или гражданская принадлежность»10. Понятие имеет два основных толкования – этническое и гражданское. По определению Кембриджского словаря, национальность — это официальное право принадлежать к определённой стране, или же группа людей одной расы, религии, традиции и так далее11. Словарь Merriam-Webster даёт английскому термину «nationality» много определений, среди них нас интересуют несколько:

3а: Национальный статус, в частности: правоотношения, предполагающие лояльность со стороны отдельного лица и обычно защиту со стороны государства;

3б: Принадлежность к определённой нации;

4: Политическая независимость или существование в качестве отдельной нации;

5а: Народ, имеющий общее происхождение, традиции и язык, и способный образовать или фактически составлять национальное государство;

5б: Этническая группа, составляющая один элемент более крупной единицы (например, нации)12.

В целом мы можем сказать, что национальность – это этническая или гражданская принадлежность.

Гражданство

По определению Большой российской энциклопедии, гражданство – это устойчивая правовая связь лица с государством, порождающая взаимные права и обязанности; статус, связанный с принадлежностью к определённому государству, предполагающий юридическое признание государственной принадлежности лица внутри страны и за рубежом и наделение его в полном объёме правами и обязанностями, предусмотренными в законодательстве страны. Данное понятие употребляется и в более широком значении – как правовое положение, связанное с принадлежностью лица к сообществу или союзу государств, объединённых общей историей, культурой и традициями (гражданин Европейского союза)13. Britannica сообщает, что гражданство – это «отношения между человеком и государством, к которому он принадлежит и на защиту которого имеет право. Гражданство подразумевает статус свободы с соответствующими обязанностями. Граждане имеют определённые права, обязанности и ответственность, которые запрещены или распространяются лишь частично на иностранцев и других неграждан, проживающих в стране. В целом, полные политические права, включая право голоса и право занимать государственные должности, основываются на гражданстве. Обычные обязанности гражданства – это верноподданство, уплата налогов и военная служба»14. Проще говоря, гражданство – это принадлежность человека к государству и правовая связь с ним. А гражданин – это лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей15.

Конструируемые идентичности
После кризиса 2008 года число граждан ОЭСР, считающих себя больше гражданами мира, чем своей страны, уменьшилось. Но в целом тренд заключается в росте таких настроений

Раса

По словарю Ожегова, раса – это «исторически сложившаяся группа человечества, объединённая общностью наследственных физических признаков (цветом кожи, глаз, волос, формой черепа и др.), обусловленных общностью происхождения и первоначального расселения»16. Согласно Большой российской энциклопедии, расы человека – это «группы человеческих популяций, обладающих общими фенотипическими и генотипическими признаками, отличающими их от других популяций; термин «раса», как правило, совпадает с таксономической категорией «подвид» и отражает политипию современного человечества»17. Britannica говорит, что раса – это «идея о том, что человеческий вид делится на отдельные группы на основе унаследованных физических и поведенческих различий. Генетические исследования в конце 20-го века опровергли существование биогенетически различных рас, и теперь учёные утверждают, что «расы» — это культурные представления, отражающие особые взгляды и верования, которые были навязаны различным группам населения после западноевропейских завоеваний, начиная с 15-го века»18. Какое же из определений актуальнее всего сегодня? Большая российская энциклопедия отмечает:

Ни одна из существующих классификаций не объемлет всего типологического разнообразия человечества; выделяемые варианты представляют собой системы популяций с большой индивидуальной изменчивостью по многим системам признаков, которая может превышать изменчивость между типами. Кроме того, эти системы популяций эволюционируют во времени, и типологическая картина не остаётся постоянной… С конца 20 века понятие «раса» подвергается критике с точки зрения учения о популяциях, а также из опасения способствовать распространению расизма; многие антропологи избегают применять этот термин или даже отрицают сам факт политипии человечества19.

Britannica также подчёркивает, что учёные так и не пришли к единому мнению о количестве рас человечества, характеристиках, которые будут использоваться для идентификации рас, или значении самого термина. На основании этого «Логика прогресса» отрицает научность понятия «раса». Для описания же этого термина мы будем использовать определение из той же энциклопедии Britannica.

Этническая общность

Этот термин Большая российская энциклопедия рассматривает как синоним термина «этнос», и даёт ему следующее определение: «группа людей (народ), обладающих общим самосознанием (этнической идентичностью), а также обычно общими языком и чертами культуры. Наличие этнической идентичности считается главным признаком этнической общности, на основе которого складывается сама общность и отличающие её те или иные характеристики (этничность)»20. Также составители энциклопедии отмечают, что этнические идентичности оказываются чаще политическим и интеллектуальным конструктом, а носители этнической идентичности обладают сложным и подвижным самосознанием. В английском языке используется термин «этническая группа» — по определению Britannica, это «социальная группа или категория населения, которая в крупном обществе обособлена и связана общими узами расы, языка, национальности или культуры»21. Исследования показывают, что зачастую понятие этнической группы в общественном сознании связано с понятием расы22. Даже некоторые исследователи считают, к примеру, внешний облик признаком этнического сопоставления23. Как отмечает кандидат философских наук Сергей Петренко, «по сей день остаётся не до конца решённой проблема точного определения самого понятия «этнос» и выделения характерных черт, присущих обозначаемому им социальному феномену»24. То есть по сути его нельзя с уверенностью отнести к научным понятиям. В интерпретации Льва Гумилёва, к примеру, этнос – это не просто совокупность признаков, а система, связывающая биологическое и социальное, в которой биологические признаки играют определяющую роль25. Подытожив, мы можем заключить, что этническая общность – это социальная группа, которая обладает общим самосознанием, и может быть объединена помимо идентичности, языком, биологическими признаками и культурой.

Нация

Обратимся к Большой российской энциклопедии: по мнению её составителей, нация – это «распространённое в науке и общественном сознании понятие с различным смысловым содержанием. В современной науке и праве под нацией понимаются два типа человеческих сообществ: совокупность граждан одного государства (политическая, или гражданская, нация) и этническая общность (этническая нация, этнонация, культурная нация)»26. В словаре Ожегова имеются два определения: во-первых, исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика, а во-вторых, в некоторых сочетаниях: страна, государство27. Согласно словарю Merriam-Webster, понятие «нация» может означать: национальность; сообщество людей, состоящее из одной или нескольких национальностей и обладающее более или менее определённой территорией и правительством; племя или федерация племён28. В целом мы можем сделать вывод, что нация – это совокупность граждан одного государства либо этническая общность.

Поступая так, как обычно поступают в антропологии, я предлагаю следующее определение нации: это воображённое политическое сообщество, и воображается оно как что-то неизбежно ограниченное, но в то же время суверенное.

Оно воображённое, поскольку члены даже самой маленькой нации никогда не будут знать большинства своих собратьев-по-нации, встречаться с ними или даже слышать о них, в то время как в умах каждого из них живёт образ их общности. Ренан в своей особой вкрадчиво двусмысленной манере ссылался на это воображение, когда писал, что «Or l’essence d’un nation est que tous les individus aient beaucoup de choses en commun, et aussi que tous aient oublié bien des choses» [«А сущность нации в том и состоит, что все индивиды, её составляющие, имеют между собой много общего и много разъединяющего их они в то же время забыли»]29. Геллнер с некоторой свирепостью высказывает сопоставимую точку зрения, утверждая: «Национализм не есть пробуждение наций к самосознанию: он изобретает нации там, где их не существует»30. Однако в этой формулировке есть один изъян. Геллнер настолько озабочен тем, чтобы показать, что национализм прикрывается маской фальшивых претензий, что приравнивает «изобретение» к «фабрикации» и «фальшивости», а не к «воображению» и «творению». Тем самым он предполагает, что существуют «подлинные» сообщества, которые было бы полезно сопоставить с нациями. На самом деле все сообщества крупнее первобытных деревень, объединённых контактом лицом-к-лицу (а может быть, даже и они), — воображаемые. Сообщества следует различать не по их ложности/подлинности, а по тому стилю, в котором они воображаются.

<…>

Нация воображается ограниченной, потому что даже самая крупная из них, насчитывающая, скажем, миллиард живущих людей, имеет конечные, хотя и подвижные границы, за пределами которых находятся другие нации. Ни одна нация не воображает себя соразмерной со всем человечеством. Даже наиболее мессиански настроенные националисты не грезят о том дне, когда все члены рода человеческого вольются в их нацию, как это было возможно в некоторые эпохи, когда, скажем, христиане могли мечтать о всецело христианской планете31.

Бенедикт Андерсон - Воображаемые сообщества

Народ

В определении Большой российской энциклопедии, народ – это историческая общность людей, понимаемая как в политическом, так и в культурно-этническом смысле. В первом значении термин «народ» подразумевает всё население страны или её граждан (в последнем значении он синонимичен понятию гражданской нации), во втором – этнической общности. В исторической литературе термин «народ» часто означает также низшие, непривилегированные слои (сословия), простонародье, и подразумевает оппозицию «народ и власть», «народ и дворянство» и так далее32. То есть мы видим, что по сути, термин «народ» близок по значению к термину «нация».

Общество

Общество – это «различные формы совместной жизнедеятельности индивидов, объединённых общими условиями существования, интересами, нормами, ценностями, стремлениями, представлениями о мире и единой идентичностью. Это понятие часто применяется по отношению к более или менее значительным множествам людей, соединённых в национально-государственные образования и проживающих на определённой, чётко ограниченной территории (например, российское общество, французское общество, британское общество)» (определение Большой российской энциклопедии)33. По основному определению из словаря Ожегова, это «совокупность людей, объединённых исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности»34. То есть, общество – это совокупность людей, объединённых исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности, либо совокупность людей, объединённых в государственное образование.

Расизм

Согласно Большой российской энциклопедии, расизм – это доктрина и политико-идеологическая практика, исходящая из представления, что человечество не является единым, а состоит из принципиально отличных друг от друга видов (рас человека, этнических общностей и тому подобного), иерархически соподчинённых между собой. В социально-психологическом плане расизм связан с ксенофобией, но в отличие от неё притязает на теоретическую обоснованность, апеллируя к науке (антропологии, генетике и другим), абсолютизируя фенотипические различия между людьми и интерпретируя их в качестве источника социокультурных границ35. По определению Deutsche Welle, это идеология, или система взглядов, закрепляющая деление людей на расы и утверждающая превосходство одной расы над другой (остальными)36. Энциклопедия Холокоста отмечает, что расисты – это люди, которые верят, что врождённые, унаследованные биологические особенности человека определяют его поведение. Расистская доктрина утверждает, что национальная идентичность определяется чистотой крови. Согласно этой концепции, ценность человека определяется не его личностью, а принадлежностью к той или иной так называемой «расовой совокупности нации»37. Энциклопедия Britannica говорит, что расизм – это вера в то, что люди могут быть разделены на отдельные и исключительные биологические образования, называемые «расами»; что существует причинная связь между унаследованными физическими чертами и чертами личности, интеллекта, морали и другими культурными и поведенческими особенностями; и что одни расы от природы превосходят другие38. Словарь Merriam-Webster, как обычно, даёт несколько определений, которые стремятся максимально полно охватить всё, что подразумевается под термином «расизм»:

1: Вера в то, что принадлежность к расе является фундаментальным и определяющим фактором человеческих качеств и способностей и что расовые различия порождают естественное превосходство конкретной расы;

Также: поведение или отношения, отражающие и поддерживающие это убеждение, расовая дискриминация или предрассудки;

2а: Системное угнетение одной расовой группы другой ради социальных, экономических и политических преимуществ;

2b: Политическая или социальная система, основанная на расизме и призванная реализовывать его принципы39.

Суммируя определения, мы будем исходить из того, что расизм – это система взглядов, закрепляющая деление людей на группы с общими биологическими или этническими признаками, закрепляющая веру в то, что принадлежность к одной из этих групп является определяющим фактором человеческих качеств и способностей, и утверждающая превосходство одной группы над другой (остальными). Фактически любая фраза, смысл которой заключается в доказательстве неравноценности представителей разных рас или национальностей, является расизмом. Любая политика, которая производит ущемление либо возвышение прав одной/нескольких рас/национальностей над другими, является расистской. Вред такой политики мы разбирали здесь.

Антисемитизм и враждебность к представителям отдельных рас или этнических групп (русофобия, германофобия, англофобия и так далее) являются лишь формами расизма.

Патриотизм

Согласно энциклопедии Britannica, патриотизм – это чувство привязанности к стране, нации или политическому сообществу40. Большая российская энциклопедия сообщает, что это осознанная любовь к родине, своему народу, его традициям41. Там также отмечено, что «в средние века патриотизм предполагал не столько любовь к своей стране и народу, сколько в первую очередь преданность вере и служение сюзерену… С установлением в Европе в раннее Новое время абсолютистских режимов патриотическая идея «служения государству» стала тождественной идее «служения монарху». По словарю Ожегова, патриотизм – это «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу»42. Наконец, словарь Merriam-Webster определяет это понятие как «любовь или преданность своей стране»43. То есть, согласно всем словарям, патриотизм – это любовь и преданность своей стране.

Здесь сразу возникают две большие проблемы, связанные с патриотизмом. Во-первых, почему любовь должна быть именно к своей стране, а не ко всем? Когда мы положительно оцениваем патриотизм, то есть любовь к своей стране, а не любовь ко всем странам и всему человечеству, мы как бы проводим противопоставление – свою страну любить хорошо, следовательно – любить другие страны не так хорошо. А может быть, и вообще плохо. При такой конкретизации неудивительно, что многие воспринимают патриотизм как нелюбовь к другим странам.

Вторая проблема в том, что под словом «любовь» может пониматься очень широкий спектр действий. Фредерик Клегг из романа «Коллекционер» Джона Фаулза тоже любил Миранду Грей, только довольно извращённой любовью. Любовь может быть и у раба к своему хозяину, только такая любовь заслуживает лишь презрения. Желание создать Тысячелетний Рейх, в котором все немцы будут счастливы за счёт страданий остальных людей – это тоже любовь к своей стране, пусть извращённая, как любовь фаулзовского коллекционера, но это тот же самый патриотизм.

В понятие «патриотизм» входят как положительные действия:

  • Поддержка местных производителей товаров и услуг с целью сохранения капитала внутри страны;
  • Инвестирование средств в развитие экономики страны;
  • Практические действия по улучшению условий жизни на территории проживания – уборка мусора на улице, помощь людям, попавшим в беду и так далее;
  • Защита страны в случае военного вторжения со стороны других стран;
  • Борьба за демократию в своей стране.

Так и отрицательные:

  • Словесная «любовь» к своей стране/её административным единицам и обрядность. Сюда входят, например, гордость за достижения других людей или групп людей (так называемая «национальная гордость») или наклейка агитационных плакатов на машину;
  • Высказывания, отражающие интересы в первую очередь элит;
  • Враждебная реакция на критику своего правительства;
  • Участие в захватнических войнах и развязывание военных действий на территории других стран;
  • Разжигание вражды и ненависти между странами, презрение к дипломатическому решению конфликтов и международным компромиссам.

Однако весь смысл в том, что для положительных действий не нужен патриотизм. Они возможны и без патриотизма. Если мы хотим объяснить людям, что нужно помогать попавшим в беду – нам нужно объяснять, что нужно именно это, а не патриотизм. Патриотизм же – это амальгама, которая служит тому, чтобы протащить отрицательные ценности, прикрываясь положительными. Подробнее вред патриотизма мы разбирали отдельным материалом.

Ксенофобия

По словарю Ожегова, ксенофобия представляет собой, во-первых, болезненный, навязчивый страх перед незнакомыми лицами, а во-вторых, ненависть, нетерпимость к чему-нибудь чужому, незнакомому, иностранному44. Словарь Merriam-Webster определяет ксенофобию как «страх и ненависть к незнакомцам или иностранцам, либо ко всему непонятному или иностранному»45. Большая российская энциклопедия говорит, что ксенофобия – это «нетерпимость к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному… в отличие от расизма ксенофобия представляет собой неприязнь к чужаку из-за его поведения, образа жизни и тому подобного, а не имманентно присущих ему качеств. В ЕС термин «ксенофобия» принят официально для обозначения распространённых в обществе подозрительности и враждебности в отношении иммигрантов и, по сути, служит эвфемизмом для понятия «расизм», но понимается как его мягкая форма. Подобно расизму, ксенофобия служит для противопоставления «нас» «им», утверждает, что этническая культура, подобно биологическим особенностям, даётся человеку на всю жизнь вместе с «кровью». Смешение культур вызывает протест, так как якобы способствует дезориентации, навязывая индивиду разные культурные и поведенческие коды. В этом контексте говорится о «несовместимости культур», что ведёт к выступлениям против смешанных браков. Обнаруживается страх в отношении «пришельцев», которые будто бы способны засорить и испортить культуру «коренных жителей», и раздаются призывы сохранять традиционный этнокультурный облик. При этом местная культура понимается как более «высокая», и выстраивается возглавляемая ею иерархия культур»46. В целом мы видим, что определение из БРЭ вполне соответствует общепринятому, поэтому мы скажем, что ксенофобия – это нетерпимость к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному.

Шовинизм

Согласно Большой российской энциклопедии, шовинизм – это крайняя форма национализма; проповедь национальной исключительности и превосходства. В словаре Ожегова это крайний национализм, проповедующий национальную и расовую исключительность, и разжигающий национальную вражду и ненависть47. Энциклопедия Britannica же отмечает, что шовинизм – это «чрезмерный и необоснованный патриотизм, похожий на ура-патриотизм… Позже шовинизм стал обозначать любой вид ультранационализма и обычно использовался для обозначения чрезмерной пристрастности или привязанности к группе или месту, к которым человек принадлежит»48. Словарь Merriam-Webster даёт три определения:

  1. Позиция, выражающая уверенность в превосходстве по отношению к представителям противоположного пола или поведение, выражающее такое отношение;
  2. Чрезмерное пристрастие или привязанность к группе или месту, к которому человек принадлежит или принадлежал;
  3. Чрезмерный или слепой патриотизм49.

В целом мы видим, что в русском и английском языке значение термина немного различается, однако мы вряд ли ошибёмся, если возьмём определение из словаря Ожегова и скажем, что шовинизм – это крайний национализм, проповедующий национальную или расовую исключительность, и разжигающий национальную вражду и ненависть.

Национализм

Большая российская энциклопедия сообщает, что национализм — это политическая идеология и практика, основанные на представлении о нации и её интересах как высших ценностях50. В зависимости от понимания, что такое нация, национализм имеет две основные формы – гражданский, или государственный, и этнический. Составители энциклопедии отмечают, что гражданский национализм представляет собой то же самое, что и патриотизм; зачастую он содержит в себе установки на дискриминацию и ассимиляцию меньшинств, а также на государственную экспансию (мессионизм) или, наоборот, на изоляционизм.

Этнический национализм основывается на биологических и расовых аргументах и сложился в эпоху господства эволюционизма и этнорасовых теорий (см. Расизм) во 2-й половине 19 века… Основывается на упрощённых трактовках истории, узурпации культурного наследия в пользу одной группы, на конфликтных территориальных интерпретациях («этническая территория», «исконные земли», «историческая родина» и тому подобное). Он заключает в себе негативные стереотипы в отношении других народов и антиэтатистские установки. Политический этнонационализм со стороны доминирующих групп носит дискриминационный характер по отношению к меньшинствам и мигрантам. Радикальный этнонационализм меньшинств может обретать сепаратистский характер с требованием изменения внутренних границ или создания отдельного «национального государства». Он становится причиной затяжных и разрушительных этнических конфликтов (Северная Ирландия, Биафра, Катанга, Карабах, Эритрея, Шри-Ланка, Чечня и другие)51.

Согласно словарю Ожегова, национализм – это идеология и политика, исходящая из идей национального превосходства и противопоставления своей нации другим, либо же проявление психологии национального превосходства, национального антагонизма, идеи национальной замкнутости52. Энциклопедия Britannica сообщает, что это идеология, основанная на предпосылке, что лояльность и преданность индивида национальному государству превосходят по значимости другие индивидуальные или групповые приоритеты53. Словарь Merriam-Webster приводит два определения национализма: 1) верность и преданность нации; 2) националистическое движение или правительство54. В целом мы видим, что определения национализма чаще всего не противоречат определению из БРЭ.

Фашизм

Большой юридический словарь сообщает, что фашизм – это социально-политические движения, идеологии и государственные режимы правототалитарного типа55. По версии Dictionary.com, это «государственная система во главе с диктатором, обладающим полной властью, насильственно подавляющим оппозицию и критику, осуществляющим контроль над промышленностью, торговлей и так далее, сопровождающаяся агрессивным национализмом и зачастую расизмом»56. Одно из определений фашизма было дано РАН: «это идеология и практика, утверждающая превосходство и исключительность определённой нации или расы и направленная на разжигание национальной нетерпимости, обоснование дискриминации в отношении представителей иных народов, отрицание демократии, установление культа вождя, применение насилия и террора для подавления политических противников и любых форм инакомыслия, оправдание войны как средства решения межгосударственных проблем»57. В целом нам кажется довольно удачным определение словаря Кембриджского университета: фашизм – это «политическая система, основанная на влиятельном лидере, государственном контроле и гордости за страну и расу, с подавлением политической оппозиции»58. При этом известный писатель и философ Умберто Эко сформулировал 14 признаков фашизма, на которые тоже можно ориентироваться при его определении59:

  1. Культ традиции;
  2. Неприятие модернизма;
  3. Культ «действия ради действия», неприятие интеллектуального;
  4. Неприятие критики, «несогласие есть предательство»;
  5. Ксенофобия, расизм;
  6. Опора на фрустрированные средние классы;
  7. Национализм, одержимость теориями заговора, культивация чувства нахождения в осаде;
  8. Враг изображается либо чрезвычайно сильным, либо чрезвычайно слабым;
  9. Жизнь понимается как непрерывная борьба, а пацифизм – как сотрудничество с врагом;
  10. Массовый элитаризм, презрение к слабым;
  11. Культ героизма и смерти;
  12. Мачизм, сексизм, неприятие нестандартного сексуального поведения;
  13. Непринятие парламентаризма, популизм;
  14. Использование «новояза».

Нацизм

Как ни странно, научные источники дают определение нацизму как «германский фашизм»60 или как «тоталитарное движение, возглавлявшееся Адольфом Гитлером как лидером Нацистской партии Германии»61. Словарь Merriam-Webster также даёт лишь такое определение: «совокупность политических и экономических доктрин, проводившихся и применявшихся нацистами в Германии с 1933 по 1945 год, включая тоталитарный принцип правления, преобладание преимущественно немецких групп, считавшихся превосходящими в расовом отношении, и превосходство фюрера»62. Однако такие определения подразумевают невозможность повторения, или возможность повторения лишь в пределах Германии. Вместе с тем очевидно, что политика, проводившаяся нацистами, возможна и в других странах, отличается от понятий «национализм» и «фашизм», и требует отдельного термина, которым «нацизм» и является. Подходящее определение мы находим в неожиданном месте – «Словаре патриота Отечества» российских консерваторов: нацизм – это мировоззрение, основанное на представлениях исключительности (или избранности) своей национальности и одновременно на неуважении, вплоть до ненависти, к остальным63. Как отмечено в словаре, нацизм может ставить свою национальность во главу мира и оправдывать использование репрессивных мер (вплоть до геноцида) по отношению к остальной части человечества. Это и есть его основное отличие от фашизма – более ярко выраженные репрессивные меры. Большая российская энциклопедия также характеризует нацизм (национал-социализм) как крайнюю форму этнического национализма64.

Социал-демократический взгляд

В целом принято считать, что человек может обладать этнической принадлежностью, национальностью или гражданством. Совокупность таких индивидов с похожими признаками называется, соответственно, этнической общностью, нацией/народом или обществом. При этом из указанных выше определений мы увидели, что национальность является понятием, которое может означать как этническую принадлежность, так и гражданство, а нация, в свою очередь, может означать как этническую общность, так и общество.

Конструируемые идентичности

Прогрессивные социал-демократы ставят цели постепенного перехода в будущем к единому основному мировому языку и отрицания деления людей на национальности, расы и этносы, выступают за максимально возможный вывод этих понятий из оборота (об этом мы писали здесь). Поскольку этническая принадлежность и этническая общность завязаны на языке и национальной идентичности, для прогрессивных социал-демократов эти понятия не являются ориентирами. Соответственно, понятия «национальность» и «нация» также не используются прогрессивными социал-демократами – ими используются понятия гражданства и общества. Это обусловлено также тем, что понятия этноса, этнических групп и этнических общностей связаны с антинаучным понятием расы, которое к тому же создаёт вероятность расизма и ксенофобии, а этнические идентичности, как мы уже упоминали, оказываются чаще политическим и интеллектуальным конструктом – возможно, имеющим право на жизнь, но не самым адекватным с социал-демократической точки зрения. Доктор исторических наук Юлиан Бромлей отмечал:

Сейчас для нас существен сам факт воспроизводства людьми, оказавшимися в новых условиях существования, определённой части своих традиционных этнических свойств. Он достаточно ярко свидетельствует о сравнительно прочной «привязанности» такого рода свойств к самим людям. Каковы же эти свойства? Нам уже известно, что они должны быть устойчивыми, наглядными и играть дифференцирующую роль. Всем этим требованиям отвечают внешние отличительные особенности физического типа людей, т. е. расовые признаки: отличия цвета кожи, волос, глаз, черт лица, формы черепа и т. д. Характерно, что в житейской практике эти внешние, весьма наглядные, устойчивые, дифференцирующие признаки нередко являются отправным, начальным показателем при решении вопроса об этнической принадлежности того или иного человека или группы людей. Однако в преобладающем числе случаев расовые признаки не могут служить сколько-нибудь существенным этническим признаком, ибо расовое деление человечества, как правило, не совпадает с этническим. Это выражается как в том, что практически не существует «чистых», не смешанных в расовом отношении этносов, так и в отсутствии чётких антропологических границ между смежными этническими общностями, принадлежащими к одной расе65.

Если мы будем бороться за интересы нации, то столкнёмся с тем, что это могут и будут воспринимать как борьбу за интересы расы или этнической принадлежности, понимаемой многими как раса или нечто ей подобное, что будет приводить к расизму. А научного разграничения, чтобы решить эту путаницу, не существует. Для социал-демократов это неприемлемо.

Когда для человека «интересы России» становятся выше общечеловеческих, выше ценностей гуманизма, выше демократии и политических предпочтений его самого — это способствует развязыванию войны и страданий, это рождает людей, покорных началу войны и не способных сказать ничего против, потому что «какая бы ни была, это наша страна». Но это результат полного извращения человеческих ценностей. Социал-демократ же должен воспринимать себя прежде всего как человека, потом — как гуманиста, сторонника прогрессивных ценностей, затем — как демократа, как социал-демократа и уже где-то потом как русского (либо другая народность) или россиянина. А подверженный консервативной и державнической пропаганде человек воспринимает себя в первую очередь как русского или жителя России, и из этого уже вытекает, что ради «интересов русских и России» можно поступиться человеческими ценностями вообще, например жизнью и свободой. Выражение международного преступника и террориста Владимира Путина «зачем нам такой мир, если там не будет России» — это наивысшая степень политического извращения.

Конструируемые идентичности

Прогрессивные идеологии подразумевают приоритет единства по социальному признаку и по положению в обществе или экономической системе. Консервативные же идеологии чаще всего предпочитают основываться на территориальном или расовом/национальном единстве. Также, мы разбирали отдельным материалом, почему национализм может быть вреден.

Источники

  1. Nazism // Dictionary.com (www.dictionary.com). [Электронный ресурс]. URL: https://www.dictionary.com/browse/nazism (дата обращения: 25.01.2020).
  2. Nazism // Encyclopaedia Britannica (www.britannica.com). [Электронный ресурс]. URL: https://www.britannica.com/event/Nazism (дата обращения: 25.01.2020).
  3. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — 944 стр. — М.: ООО «А ТЕМП», 2006. — с. 398.
  4. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000
  5. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — 944 стр. — М.: ООО «А ТЕМП», 2006. — с. 398.
  6. Там же, с. 496.
  7. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000
  8. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — 944 стр. — М.: ООО «А ТЕМП», 2006. — с. 657.
  9. Racism // Vocabulary.com (www.vocabulary.com). [Электронный ресурс]. URL: https://www.vocabulary.com/dictionary/racism (дата обращения: 25.01.2020).
  10. Т.Д. Соловей. Национальность // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (bigenc.ru). [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/ethnology/text/2253322 (Дата обращения: 10.03.2021).
  11. Значение nationality в английском // Cambridge Dictionary (dictionary.cambridge.org). [Электронный ресурс]. URL: https://dictionary.cambridge.org/ru/словарь/английский/nationality (Дата обращения: 10.03.2021).
  12. Nationality // Merriam-Webster (www.merriam-webster.com). [Электронный ресурс]. URL: https://www.merriam-webster.com/dictionary/nationality (Дата обращения: 10.03.2021).
  13. Т.А. Васильева. Гражданство // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (bigenc.ru). [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/law/text/2375607 (Дата обращения: 10.03.2021).
  14. Citizenship // Encyclopaedia Britannica (www.britannica.com). [Электронный ресурс]. URL: https://www.britannica.com/topic/citizenship (Дата обращения: 10.03.2021).
  15. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — 944 стр. — М.: ООО «А ТЕМП», 2006. — с. 143.
  16. Там же, с. 657.
  17. И.В. Перевозчиков. Расы человека // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (bigenc.ru). [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/ethnology/text/3495273 (Дата обращения: 10.03.2021).
  18. Yasuko I. Takezawa. Race // Encyclopaedia Britannica (www.britannica.com). [Электронный ресурс]. URL: https://www.britannica.com/topic/race-human (Дата обращения: 10.03.2021).
  19. И.В. Перевозчиков. Расы человека // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (bigenc.ru). [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/ethnology/text/3495273 (Дата обращения: 10.03.2021).
  20. В.А. Тишков. Этническая общность // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (bigenc.ru). [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/ethnology/text/4916954 (Дата обращения: 10.03.2021).
  21. Ethnic group // Encyclopaedia Britannica (www.britannica.com). [Электронный ресурс]. URL: https://www.britannica.com/topic/ethnic-group (Дата обращения: 10.03.2021).
  22. Katarzyna Hamer, Sam McFarland, Barbara Czarnecka, Agnieszka Golińska, Liliana Manrique Cadena, Magdalena Łużniak-Piecha, Tomasz Jułkowski. What Is an “Ethnic Group” in Ordinary People’s Eyes? Different Ways of Understanding It Among American, British, Mexican, and Polish Respondents // SAGE Journals (journals.sagepub.com). 21 декабря 2018 года. [Электронный ресурс]. URL: https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/1069397118816939 (Дата обращения: 10.03.2021).
  23. А.А. Кожанов. Внешность как фактор этнического сопоставления // Этнографическое обозрение (journal.iea.ras.ru). [Электронный ресурс]. URL: https://journal.iea.ras.ru/archive/1970s/1977/no3/1977_3_014_Kozhanov.pdf (Дата обращения: 10.03.2021).
  24. С.П. Петренко. К вопросу о терминах «этнос» и «этническая общность» // Вестник Таганрогского государственного педагогического института — Гуманитарные науки, 2006, № 2. — с. 172.
  25. В.В. Симонов. Этническая общность — коллективный субъект конституционного права: понятие и признаки / В.В. Симонов // Вестник ОмГУ. Серия: Право. 2008. № 2. — с. 5.
  26. В.А. Тишков. Нация // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (bigenc.ru). [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/ethnology/text/2253708 (Дата обращения: 10.03.2021).
  27. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — 944 стр. — М.: ООО «А ТЕМП», 2006. — с. 398.
  28. Nation // Merriam-Webster (www.merriam-webster.com). [Электронный ресурс]. URL: https://www.merriam-webster.com/dictionary/nation (Дата обращения: 10.03.2021).
  29. Ernest Renan. Qu’est-ce qu’une nation? // Oeuvres complètes, 1, p. 892. (Русский перевод приводится по изданию: Э. Ренан. Что такое нация. СПб.: Издание В. Бермана и С. Войтинского (1886), с. 12)
  30. Ernest Gellner. Thought and Change, p. 169
  31. Бенедикт Андерсон. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Пер. с англ. В. Николаева; вступ. ст. С. П. Баньковской. — 416 с. — М.: Кучково поле, 2016. — с. 47-49.
  32. В.С. Малахов. Народ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (bigenc.ru). [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/ethnology/text/2249362 (Дата обращения: 10.03.2021).
  33. А.Б. Гофман. Общество // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (bigenc.ru). [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/philosophy/text/2675545 (Дата обращения: 10.03.2021).
  34. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — 944 стр. — М.: ООО «А ТЕМП», 2006. — с. 440.
  35. В.С. Малахов. Расизм // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (bigenc.ru). [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/ethnology/text/3493858 (Дата обращения: 10.03.2021).
  36. Расизм // Deutsche Welle (www.dw.com). [Электронный ресурс]. URL: https://www.dw.com/ru/что-такое-расизм/t-53780543 (Дата обращения: 10.03.2021).
  37. Расизм. Обзор // Энциклопедия Холокоста (encyclopedia.ushmm.org). [Электронный ресурс]. URL: https://encyclopedia.ushmm.org/content/ru/article/nazi-racism-an-overview (Дата обращения: 10.03.2021).
  38. Audrey Smedley. Racism // Encyclopaedia Britannica (www.britannica.com). [Электронный ресурс]. URL: https://www.britannica.com/topic/racism (Дата обращения: 10.03.2021).
  39. Racism // Merriam-Webster (www.merriam-webster.com). [Электронный ресурс]. URL: https://www.merriam-webster.com/dictionary/racism (Дата обращения: 10.03.2021).
  40. Andrea Baumeister. Patriotism // Encyclopaedia Britannica (www.britannica.com). [Электронный ресурс]. URL: https://www.britannica.com/topic/patriotism-sociology (дата обращения: 25.02.2021).
  41. Патриотизм // Большая российская энциклопедия (bigenc.ru). [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/philosophy/text/2324213 (дата обращения: 25.02.2021).
  42. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — 944 стр. — М.: ООО «А ТЕМП», 2006. — с. 496.
  43. Patriotism // Dictionary by Merriam-Webster: America’s most-trusted online dictionary (www.merriam-webster.com). [Электронный ресурс]. URL: https://www.merriam-webster.com/dictionary/patriotism (дата обращения: 25.02.2021).
  44. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — 944 стр. — М.: ООО «А ТЕМП», 2006. — с. 311.
  45. Xenophobia // Merriam-Webster (www.merriam-webster.com). [Электронный ресурс]. URL: https://www.merriam-webster.com/dictionary/xenophobia (Дата обращения: 10.03.2021).
  46. В.А. Шнирельман. Ксенофобия // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (bigenc.ru). [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/ethnology/text/2639008 (Дата обращения: 10.03.2021).
  47. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — 944 стр. — М.: ООО «А ТЕМП», 2006. — с. 899.
  48. Chauvinism // Encyclopaedia Britannica (www.britannica.com). [Электронный ресурс]. URL: https://www.britannica.com/topic/chauvinism (Дата обращения: 10.03.2021).
  49. Chauvinism // Merriam-Webster (www.merriam-webster.com). [Электронный ресурс]. URL: https://www.merriam-webster.com/dictionary/chauvinism (Дата обращения: 10.03.2021).
  50. В.А. Тишков. Национализм // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (bigenc.ru). [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/ethnology/text/2252782 (Дата обращения: 10.03.2021).
  51. Там же.
  52. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — 944 стр. — М.: ООО «А ТЕМП», 2006. — с. 398.
  53. Hans Kohn. Nationalism // Encyclopaedia Britannica (www.britannica.com). [Электронный ресурс]. URL: https://www.britannica.com/topic/nationalism (Дата обращения: 10.03.2021).
  54. Nationalism // Merriam-Webster (www.merriam-webster.com). [Электронный ресурс]. URL: https://www.merriam-webster.com/dictionary/nationalism (Дата обращения: 10.03.2021).
  55. Большой юридический словарь / [В.А. Белов и др.]; Под ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских. — 2. изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2003 (ОАО Можайский полигр. комб.). — 703 с
  56. Fascism // Dictionary.com (www.dictionary.com). [Электронный ресурс]. URL: https://www.dictionary.com/browse/fascism (дата обращения: 25.01.2020).
  57. «Московские новости», 1995, № 39
  58. Fascism // Cambridge Dictionary (dictionary.cambridge.org). [Электронный ресурс]. URL: https://dictionary.cambridge.org/dictionary/english/fascism (дата обращения: 25.01.2020).
  59. Умберто Эко. Пять эссе на темы этики / Перев. с итал. Е. А. Костюкович. — 158 с. — СПб.: «Симпозиум», 2003. — с. 67-78.
  60. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — 944 стр. — М.: ООО «А ТЕМП», 2006. — с. 398.
  61. Nazism // Encyclopaedia Britannica (www.britannica.com). [Электронный ресурс]. URL: https://www.britannica.com/event/Nazism (Дата обращения: 10.03.2021).
  62. Nazism // Merriam-Webster (www.merriam-webster.com). [Электронный ресурс]. URL: https://www.merriam-webster.com/dictionary/Nazism (Дата обращения: 10.03.2021).
  63. А. Проханов, Н. Стариков, Ф. Папаяни. Словарь патриота Отечества. С предисловием Николая Старикова. — 256 с. — СПб.: Питер, 2019 — с. 125
  64. В.А. Тишков. Национализм // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (bigenc.ru). [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/ethnology/text/2252782 (Дата обращения: 10.03.2021).
  65. Ю.В. Бромлей. К вопросу о сущности этноса. — «Природа», 1970, № 2

Если у вас имеются материалы, которые возможно добавить в статью - пишите, пожалуйста, в комментарии. Если ваши факты подтверждаются авторитетными источниками и вписываются в статью, мы обязательно их включим.

У нас нет миллионных рекламных бюджетов, поэтому делитесь статьёй в соцсетях, если разделяете мнение, высказанное в ней

Обсуждения

Редакция онлайн-журнала "Логика прогресса" разрешает комментарии, потому что не боится дискуссии и стремится к наиболее объективному отображению информации. Мы призываем всех присоединиться к обсуждениям, высказывать своё мнение и конструктивную критику.

  1. Николай

    В этой статье, как я понял, вы хотели разграничить понятия патриотизм и национализм. Но в конечном итоге у вас эти определения практически одинаковые, разве нет?

    • Авель Родионов

      Патриотизм не учитывает этнические признаки, а национализм может учитывать. В этом различие.

  2. Авель Родионов

    Ещё определение фашизма:
    «Одним из распространенных определений фашизма, часто приводимым надежными источниками в качестве стандартного определения, является определение историка Стэнли г. Пейна. Он фокусируется на трех концепциях:

    1. «фашистские отрицания»: антилиберализм, антикоммунизм и антиконсерватизм;
    2. «фашистские цели»: создание националистической диктатуры для регулирования экономической структуры и преобразования общественных отношений в рамках современной самодетерминированной культуры, а также экспансия нации в империю;
    3. «фашистский стиль»: политическая эстетика романтической символики, массовая мобилизация, позитивный взгляд на насилие, пропаганда мужественности, молодости и харизматического авторитарного лидерства».

  3. Р

    Ну, цвета волос людей, подвиды комаров или виды древних гоминид тоже не имеют единой и чёткой классификации. Это же не повод их отрицать. Объективно существуют некие расовые группы, у которых есть какие-то биологические признаки. Можно попытаться думать о расах в аналогии с цветами волос. Если раньше рыжих прижимали, значит ли это, что нужно запрещать слово «рыжий» и отрицать существование рыжих? Когда-нибудь, когда победят шовинизм, все эти пляски вокруг рас будут восприниматься также.
    Вообще, конечно, путаница с этносами, национальностями и т.п. сильно всё осложняет. И такая путаница неизбежна, когда вместо внятного определения есть набор признаков. Дополнительно осложняет всё это вопрос «самоопределения». Если каждый сам может определить себе национальность или гендер, то зачем вообще нужны эти понятия, какой в них смысл… Почему тогда не разделять себя по признаку упячности, кукрыжности и кукркузябости, потом начать резать бокрят, за то что недостаточно гугымлые?..

    • Авель Родионов

      «Ну, цвета волос людей, подвиды комаров или виды древних гоминид тоже не имеют единой и чёткой классификации. Это же не повод их отрицать»

      Зато в их отношении вряд ли есть непримиримые общественные дискуссии, во многих отношениях в целом больше ясности. Например, мы можем дать определение термину «комар», которое устроит большинство, в случае же с термином «раса» это гораздо сложнее.

      «Если раньше рыжих прижимали, значит ли это, что нужно запрещать слово «рыжий» и отрицать существование рыжих?»

      А разве «рыжий» — научный термин? Понятно, что мы в разговоре во дворе можем называть людей и рыжими, и неграми, и красавчиками, но вряд ли это обоснование для научного разделения на рыжих, блондинов, брюнетов и так далее, тем более что степени «блондинистости» или других цветов — разные, и некоторых людей нельзя определённо отнести к какому-то типу. У некоторых мужчин волосы каштановые, а борода рыжая, например. Поэтому вопрос о том, стоит ли употреблять деление по цвету волос в научном плане — довольно сомнительный, а на уровне дворов вполне можно.

Больше статей – в разделе "База знаний"