Краткая история украинской социал-демократии
Фонд Эберта составил краткий обзор истории украинской социал-демократии на немецком языке и для немецкой аудитории. Мы решили с их согласия опубликовать перевод этого материала на русский язык для того, чтобы российские социал-демократы тоже могли ознакомиться с его содержанием.
В нашем восприятии Украины и её истории до сих пор доминирует российская интерпретация событий, и несмотря на растущее внимание, украинские голоса в немецком дискурсе [и не только – прим. А.Р.] всё ещё слишком редко звучат. Это однобокое освещение касается также и социал-демократии. При этом история Украины особенно интересна для социал-демократов, так как борьба страны за независимость и демократия тесно связаны с украинской социал-демократией.
Содержание статьи
Движение за независимость и социал-демократия в XIX веке
Современное движение за независимость в украинских землях Российской империи и Габсбургской монархии начинается в середине XIX века. Его истоки находятся в Кирилло-Мефодиевском братстве 1845–1847 годов. Группа интеллектуалов, среди которых был национальный поэт Тарас Шевченко (1814–1861), стремилась к либерализации царской империи и политической децентрализации империи в духе конфедерации славянских народов.
В конце 1850-х годов молодые интеллектуалы снова взялись за дела братства, быстро распавшегося из-за арестов. В нелегальных группах Громады (общества) они сохраняли украинский язык и культуру, проводили исследования по украинской истории и организовывали образовательные мероприятия для крестьянского населения. Эти тайные общества также существовали недолго.
Особенностью украинского национального движения, тем, что отличало его от движений в Западной Европе, было то, что к концу XIX века социалисты и социал-демократы стали его лидерами. Среди них были Михаил Драгоманов (1841–1895), Леся Украинка (1871–1913) и Иван Франко (1856–1916), если назвать только троих.
Историк Драгоманов преподавал древнюю историю в Киевском университете, был уволен из-за участия в Громаде и в 1876 году переселился в Женеву, чтобы представлять украинское движение в изгнании. Драгоманов имеет огромное значение для украинского социалистического движения и национального самосознания благодаря своей активной публикационной деятельности. С его анархистско-федералистскими взглядами он заложил демократические принципы в украинское движение за независимость и тем самым защитил украинский социализм от централизованных и авторитарных догм российских большевиков. В Женеве Драгоманов вместе с другими эмигрантами создал ядро украинского социалистического движения.
Одной из тех, кто подхватил дело Драгоманова, была Леся Украинка. Писательница, которая сегодня в Украине почитается как исторический образец благодаря своему поэтическому творчеству, родилась в Волыни в Российской империи и была племянницей Драгоманова. В своих драмах она отражала опыт жестокого, шовинистического российского репрессивного режима и сочетала антиколониальную и феминистскую перспективы. Малоизвестен тот факт, даже в самой Украине, что Украинка была социал-демократом и соосновательницей первой украинской социал-демократической группы в Киеве.
Украинская социал-демократия (как называлась эта группа) находилась на стыке марксизма и социалистических взглядов Драгоманова. Некоторые члены группы присоединились к Революционной украинской партии, основанной в 1905 году, из которой затем возникла Украинская социал-демократическая рабочая партия (УСДРП). УСДРП программно ориентировалась на немецкую социал-демократию и Эрфуртскую программу 1891 года, дополненную национальными требованиями.
Наконец, Иван Франко, родившийся в принадлежавшем тогда Габсбургской монархии Львове, наряду с Шевченко, пожалуй, самый известный украинский писатель. Он был соучредителем возникшей в 1890 году (Русско-)Украинской радикальной партии, которая ориентировалась на идеи Драгоманова.
Украинская Народная Республика
В конце XIX века украинские социал-демократические организации в Австро-Венгрии и Российской империи были ещё малыми, на востоке даже нелегальными партиями, которыми руководили писатели, художники и интеллектуалы. Эти люди придавали украинскому национальному движению свои социалистические и демократические идеи. С революцией в Российской империи 1917 года национальное и социалистическое движения стали массовыми. В силу специфической социальной структуры Украины национальный и социальный вопросы были неразрывно связаны. Сельское население почти полностью состояло из украинцев, в то время как городские средние и высшие слои были в основном русскими или поляками; например, в 1919 году население Киева состояло из украинцев лишь на 23 процента. Украинский рабочий класс был незначителен. К этому добавлялись евреи, которые были рабочими и торговцами в городе и на селе и редко жили лучше, чем семьи среднего класса.
Во время революции 1917 года народы, колонизированные Россией, потребовали большей автономии. В Киеве сформировался революционный парламент — Центральная Рада. Здесь собрались представители крупных социалистических партий, национальных меньшинств, профсоюзов и других общественных организаций, а также местных администраций. Их целью была автономия в демократическом и федерализованном Российском государстве. С самого начала эти стремления встречали сопротивление со стороны российских партий — будь то либералы, социал-демократы или большевики. Угрозы и военные нападения из Петрограда в конечном итоге привели к радикализации в Украине, которая в 1918 году провозгласила свою государственную независимость.
Самой сильной украинской партией были социалисты-революционеры, которые, подобно российской партии, стремились к крестьянскому социализму. Их социальной базой было сельское население, а значит, большинство украинцев. Вместе с социал-демократами, которые благодаря своему более значительному политическому опыту были непропорционально представлены среди руководителей революции, они делили руководство революцией. Социал-демократия выдвинула нескольких президентов, генеральных секретарей Центральной Рады и председателей так называемой Директории — ещё одного органа революции и республики, среди участников которого были Борис Мартос (1879–1977), Владимир Винниченко (1880–1951) и, наконец, Симон Петлюра (1879–1926). Политические и социальные проекты Народной Республики были радикальными, но демократическими: на повестке дня стояло разделение земель среди крестьян, при этом идеи всеобъемлющей коллективизации противопоставлялись предложениям о разделе земли; предприятия должны были управляться владельцами и рабочими совместно в рамках корпоративной модели; национальным меньшинствам, особенно евреям, предоставлялись обширные права.
Однако в условиях начавшейся в 1917 году войны с большевистской диктатурой и из-за вмешательства немецких, польских и французских войск в Украине удалось осуществить лишь немногие социальные реформы. Страна находилась в хаосе. В ходе этого массового распада общественных структур с обеих сторон произошло множество тяжёлых погромов против еврейского населения.
Немецко-украинские контакты в социал-демократии
Немецкая социал-демократия рано обратила внимание на «украинский вопрос». Михаил Драгоманов жил в Женеве в изгнании в 1880-е годы, где был довольно известен. Эдуард Бернштейн, вспоминая 25-ю годовщину смерти Драгоманова, отметил, что его аргументы побудили его заняться украинской борьбой за независимость. После поражения Украинской Народной Республики Берлин, наряду с Веной и Прагой, стал одним из центральных мест эмиграции. Панас Феденко (1883–1981), член Центрального комитета УСДРП, в 1923 году в брошюре «Национально-социальная борьба за освобождение Украины» описал историю Народной Республики. Брошюра была опубликована издательством Социал-демократической партии Германии (SPD) J.H.W. Dietz Nachf. Другие брошюры того же года и также опубликованные издательством Dietz, принадлежали Исаку Мазепе (1884–1952), социал-демократу и премьер-министру Украины в 1919/1920 годах («Большевизм и российская оккупация Украины») или самой УСДРП («Голод в Украине»). В том же 1923 году УСДРП удалось войти в Социалистический интернационал.
С началом национал-социалистической диктатуры социал-демократическая эмиграция сосредоточилась в Праге, где украинцы поддерживали тесные связи с судето-немецкой социал-демократией. Многие эмигранты пережили оккупацию немецкими войсками в условиях внутренней эмиграции. Однако с продвижением Красной армии большинство из них бежало дальше на запад. В Германии Мюнхен, Аугсбург и Регенсбург стали новыми географическими центрами эмиграции. Там они встретились с эмигрантами, которые еще в 1930-е годы присоединились к оппозиции. Здесь первоначально доминировали ультранационалисты, многие из которых сотрудничали с немцами во время войны. Однако и там в ходе войны сформировалось сильное социалистическое и демократическое крыло.
В 1950-е годы украинские социал-демократы регулярно участвовали в партийных съездах СДПГ и искали точки соприкосновения. Панас Феденко написал в 1950 году руководству СДПГ, что его партия «восхищается героической борьбой СДПГ в Восточной зоне Германии» и выразил готовность украинских социалистов «вместе с СДПГ защищать свободу, демократию и права человека» (10.7.1950, AdsD, 1/HWAAKorr003). Во вторую волну эмиграции входили такие представители, как Борис Левитский (1915–1984), который в 1930-е годы присоединился к Организации украинских националистов, а затем в ФРГ был активен в левосоциалистической Украинской революционно-демократической партии. Левитский работал в 1960-е годы в журнале «Vierteljahresberichte» Фонда имени Фридриха Эберта (предшественник сегодняшнего журнала «Международная политика и общество») и в 1970-е годы считался в ФРГ выдающимся знатоком Советского Союза.
К 1970 году контакты между немецкими и украинскими социал-демократами стали более редкими. Во-первых, свою роль сыграли раздробленность эмиграции и старение её главных деятелей. Международный секретарь СДПГ Ганс-Эберхард Дингельс в 1969 году ответил на длинные рассуждения Богдана Феденко (сына Панаса Феденко), что «дело постепенно становится очень запутанным» (29.5.1969, AdsD, 2/PVALT02796). Во-вторых, укрепление блоковой ситуации после строительства Берлинской стены в 1961 году также сыграло свою роль. Почти никто больше не верил в революционный переворот на востоке Европы, и СДПГ в своей новой восточной политике искала пути, чтобы справиться с этой ситуацией.
Украинская независимость 1991 года
С момента обретения независимости в 1991 году в стране ещё не смогла возникнуть или утвердиться ни одна социал-демократическая партия. Украинские партии по-прежнему представляют собой структуры, организованные вокруг отдельных личностей и часто финансируемые ими. Это советское наследие, которое в Украине проявляется сильнее, чем в бывших советских сателлитах. В то же время существует живая гражданская общественность, к которой относятся и социал-демократическая НПО «SD Платформа», и левосоциалистическая организация «Соціальний Рух» (Социальное движение). Эти организации будут играть важную роль в развитии Украины после окончания войны.
Оригинальный очерк находится на сайте FES. Автор — Штефан Мюллер.