Интервью с Денисом Соколовым о Сибирском батальоне
До сих пор многие люди задаются вопросами, существует ли вооружённая российская оппозиция, которая позиционирует себя именно как российская и имеет политические цели в этой стране, но воюет в данный момент с режимом Владимира Путина на стороне Украины. Некоторые считали, что таких людей вообще нет и все эти отряды – это выдумка то ли украинских СМИ, то ли Ильи Пономарёва, то ли ещё кого-то. Наша задача в этом материале – понять, действительно ли такие организации существуют и если да, то узнать подробности. Нам удалось связаться с Денисом Соколовым – координатором Гражданского Совета, который набирает людей в Сибирский батальон – и задать ему вопросы. Вопросы будет задавать Авель Родионов.
А.Р. Здравствуйте! Прежде всего, спасибо за то, что согласились рассказать нам немного о российской «военной оппозиции». Не секрет, что в России информация о ней распространяется по крупицам, огромное количество людей сомневается в её существовании. До рейдов РДК и ЛСР, по сути, не было доказательств, которые можно было бы предъявить таким людям. Но даже и после них многие россияне продолжают придумывать нечто в духе «ну может это всё-таки постановка, поставленная хитрыми рептилоидами, а может и самим Путиным для отвода глаз»… Сами знаете, в нашем обществе в любой пробоине на дороге готовы найти заговор. Скажите – вы существуете? Вот лично вы, например, настоящий?
Д.С. Здравствуйте. Если говорить лично про меня, то мой «цифровой след» легко гуглится, до войны больше 10 лет я занимался сельскими обществами Северного Кавказа и их миграционными сетями, у меня есть публикации в англоязычной и русскоязычной академической литературе, экспертные проекты и публицистика1.
Про текущую деятельность мои интервью и комментарии можно найти, например, в статьях агентств Рейтерс2 и Эль Паис3. Эти издания внимательно относятся к верификации своих спикеров. В РФ мы нежелательная организация (я имею в виду Гражданский Совет)4, я ещё и иностранный агент. Не знаю, насколько это доказательства жизни.
Можно ещё посмотреть интервью на Радио Свобода с Сергеем Медведевым или видео на нашем Ютуб-канале с Алексеем Макаровым, Ильдаром Дадиным, Владом Аммосовым5.
Мои коллеги – Анастасия Сергеева, Татьяна Косинова, Ибрагим Яганов, Никита Симонсен – вполне живые люди с биографиями. Собственно, мы и организовали Гражданский Совет в октябре 2022 года как политическую площадку для россиян, поддерживающих вооружённое сопротивление путинскому режиму. Ещё несколько человек, участников Гражданского Совета, пока по соображениям безопасности остаются анонимными.
У Татьяны Косиновой в РДК воюет сын, бывший пацифист, теперь миномётчик, доброволец из нашей первой группы Викентий Косинов. Он с побратимами отправился в Украину после короткого курса медицинской и военной подготовки 15 января 2023 года. Для того, чтобы наши добровольцы могли быть уверенными в том, что мы – это мы, Татьяна Косинова и я проводим с каждым из них видеоинтервью.
А.Р. А какие бы вы могли выделить топ-3 аргумента, которые вы называете в пользу того, что Сибирский батальон, РДК и ЛСР существуют? Вот чтобы можно было любому предъявить такие аргументы и вопросов не осталось.
Д.С. Если топ-3, то, во-первых, есть достаточное количество репортажей авторитетных изданий, которые общались с бойцами подразделений на полигонах, в госпиталях, на расположениях. Есть подписанные контракты, купленные билеты, размеры для формы и обуви. Подразделение – кроме всего прочего, — это хозяйственная машина, которая оставляет следы.
Во-вторых, у нас есть погибшие и раненые. Это грустное, но самое весомое свидетельство существования боевого подразделения. Двое них, из “открытых”, не анонимизированных по разным причинам добровольцев, это Даниил Югославский, проходящий реабилитацию и собирающий дроны, и Алексей Макаров, вернувшийся в строй после ранения под Авдеевкой.
Ну и в-третьих, наши волонтёры, собирающие деньги на обмундирование и технические средства, могут присутствовать на он-лайн инструктажах и занятиях по военной медицине с рекрутами, ожидающим транзита в Украину. Мы стараемся, чтобы бойцы чувствовали общественную поддержку, а волонтёры имели представление о том, кому они помогают. Есть украинские военные, которые сталкивались с российскими добровольцами под Авдеевкой, в Запорожье, в Белгородской области.
А.Р. А что, собственно, за Сибирский батальон? Там люди только из Сибири? Как вообще он возник?
Д.С. Сибирский батальон – это регулярное подразделение Интернационального легиона Вооружённых сил Украины. Он возник по инициативе Гражданского Совета и его участника, Влада Аммосова, коренного сибиряка из республики Саха, но создан Интернациональным легионом Вооруженных сил Украины. Тогда, в начале 2023 года, как подразделение существовал только РДК, и где-то нужно было служить “нерусским” россиянам, азиатам, например, да и этническим русским, не разделяющим довольно радикальные взгляды лидеров Русского добровольческого корпуса, например, левым анархистам. Вот и решили – давайте попробуем создать Сибирский Батальон, а там посмотрим. Командование пошло навстречу, и к концу лета 2023 года Интернациональный Легион создал Сиббат как регулярную воинскую часть. В это время под Киевом уже с начала лета тренировалась первая группа наших добровольцев, к которой присоединился Влад Аммосов. К тому времени он успел повоевать и в Запорожье, и в Белгородской области.
Так получилось, что к концу августа мы рекрутировали много разных людей, преимущественно русских по национальности, не только из Сибири. Объединяющая идея подразделения и Гражданского Совета – децентрализация Российской Федерации, право народов на самоопределение, а общества на самоуправление, соблюдение прав и свобод каждого гражданина: мы отдельно оговариваем с нашими добровольцами их знание Европейской конвенции по правам человека и готовность следовать её принципам.
Но батальон – это подразделение ВСУ, а не политический клуб по интересам. Главное — военная работа и военная дисциплина. Сейчас мы рекрутировали, проверили, привезли в Украину и обеспечили снаряжением (силами наших волонтёров) несколько групп добровольцев. Рекрутинг продолжается, всем добро пожаловать на борт.
А.Р. Вот кстати интересный вопрос. У нас любят говорить: мол, все эти Легионы и Батальоны – это проект Украины! Вы – проект СБУ? Я вышел на вас через контакты такой организации, как Гражданский Совет. А расскажите вкратце, что это за организация. ЛСР, Сибирский батальон и РДК входят в Гражданский Совет? Есть ли ещё какие-то структуры?
Д.С. Мы, Гражданский Совет, примерно год потратили на то, чтобы добиться возможности для россиян въезжать в Украину в качестве добровольцев, ещё полгода, чтобы транзит стал регулярным. Гражданский Совет – это военно-политическая общественная организация россиян, мы имеем свою политическую программу, сеть сторонников и активистов сопротивления внутри Российской Федерации, сеть поддержки среди наших сограждан в ЕС, Канаде, США, Турции, Казахстане. Собственно донаты россиян, живущих за границей – наш главный финансовый источник. Например, один взвод Сибирского батальона одели и обули ребята из Freedom Birds for Ukraine, базирующиеся в Штатах (у них на сайте можно сделать пожертвование), и La Asociación de Rusos Libres из Испании, другой был экипирован с денег, собранных и пожертвованных Форумом Свободной России на специальном аукционе, в котором от нас участвовали Анастасия Сергеева, Влад Аммосов и Зарлен Хохберг-Шидловски. Ещё один взвод полностью экипирован благодаря пожертвованию Львовского оборонного кластера, это крупный украинский производитель. Обучение нашей первой группы, добровольцы которой пошли в РДК, оплатил брокер криптовалюты из Санкт-Петербурга, экипировку первых групп и расходы на транзит большинства добровольцев оплатил предприниматель из Сибири. На последний, текущий транзит, только что собрали волонтёры из Freedom Birds for Ukraine.
Есть доноры, россияне, которые в течение года финансируют нашу деятельность, в том числе оперативную, на территории РФ. С их помощью мы собираем информацию об оборонных объектах, складах БК, эвакуируем наших бойцов, когда им угрожает опасность.
Мы общаемся с европейскими, американскими и канадскими экспертами и журналистами, пытаясь обьяснить, что россияне имеют право воевать против Путина, что добровольцы этого Сопротивления – будущий политический класс, который даёт нам шанс на существенные изменения в стране. Многие добровольцы разделяют наши ценности и политические убеждения, и для них Гражданский Совет является политическим представительством.
Но сами подразделения российских добровольцев, в частности Сибирский Батальон, — это подразделения Интернационального Легиона ВСУ, они подчиняются уставам и приказам военного командования, все бойцы проверяются спецслужбами в рамках борьбы со шпионажем. В этом смысле батальоны – это проекты ВСУ. Несмотря на то, что это наша инициатива как россиян по происхождению. На войне и в армии по-другому не может быть. Но это – на территории Украины и в составе украинской армии. На территории России мы превращаемся в вооружённое сопротивление. Да, Силы обороны Украины – наши союзники, наши солдаты и диверсанты – не наёмники, не террористы, а военнослужащие страны, на которую путинский режим напал, которая защищается.
А.Р. Наш журнал – социал-демократический. Многих отпугивает, что в РДК много радикальных националистов, причём не национал-демократического толка. В ЛСР вроде тоже такие были. В итоге многие говорят, что это, мол, нерукопожатные националисты. Какой вообще идеологический состав у «военной оппозиции»?
Д.С. Идеологический состав у военной оппозиции очень разный. Но на войне, в окопах, «на нуле» или «на минусе» идеология отступает на второй план. Важно, чтобы твой товарищ был надёжным, не струсил, не бросил раненого, умел оказать первую помощь, вовремя убил противника, который намерен был убить вас. Политические споры должны вестись в другом месте, не на передовой. Всех, кто пошёл сражаться, уравнивает одно — они готовы за свои убеждения и друг друга рисковать своей жизнью.
Послевоенный мир, которым Европа и США заслуженно гордятся, построили ветераны второй мировой войны. Они на своей шкуре, на фронтах и в лагерях, измерили цену мира и гражданских прав. И нашу страну будут строить заново те, кто придёт с войны, кто заслужит кровью и потом быть услышанным в своём парламенте, те, кто отвоевал себе родину. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваши политические убеждения что-то значили – идите и деритесь за них, где угодно и любым способом.
А.Р. То есть, если люди демократических взглядов, даже левых или либеральных, захотят вступить в боевые отряды, то им там не будут говорить что-то вроде «ты не наш»?
Д.С. Я считаю, что в Сибирском Батальоне ценности демократии и прав человека – главные ценности. Вокруг этого бывают даже споры и конфликты. Потому что демократия, соблюдение прав и свобод, соблюдение права народов на самоопределение, а общества на самоуправление – это трудный процесс, этому нужно учиться даже тем, кто себя считает демократом. Но никто никогда бойцу, побратиму, не скажет «ты не наш». Тот, кто взял в руки оружие против Путина – наш брат.
А.Р. Насколько безопасно вступать в Сибирский батальон? Распространялись слухи, что, мол, каких-то людей в России задержали после того, как они подали заявку на вступление в ЛСР. Гэбисты балуются дезинформацией?
Д.С. У нас, Гражданского Совета, пока не было задержаний. Мы стараемся строго соблюдать протокол безопасности.
А.Р. Какой самый безопасный путь вступления? Сначала уехать за границу, а оттуда уже подать заявку?
Д.С. У нас работает следующий протокол. Первичное обращение — это заполнение google-формы , в которой кандидат указывает свой позывной, страну пребывания, короткий комментарий, в какое подразделение (или группу вооружённого подполья) он хочет попасть и, самое главное – почту на proton. По другим каналам мы не общаемся.
Мы направляем на электронную почту вопросы для верификации и первичной проверки со своего единственного, предназначенного для этой цели адреса Mobilization_Center@proton.me. Процедура занимает сутки и больше зависит от скорости ответа рекрута.
Следующий этап – выезд из страны или установление безопасной связи, если рекрут хочет остаться в России или не может выехать по каким-то причинам бюрократического или личного характера. Его путь – вооружённое подполье или сеть поддержки.
Все, кто идут в Сибирский батальон или отправляются на программу специальной подготовки для дальнейшего общения с Гражданским Советом, должны покинуть территорию России и выйти с нами на связь из другой страны по той же электронной почте. Перед выездом мы даём подробную инструкцию, что нужно с собой иметь, к чему готовиться. После выхода на связь не из России, мы высылаем на почту набор анкет для добровольца Интернационального легиона и после их заполнения зачисляем соискателя в очередную транзитную группу.
Ожидание транзита обычно занимает от двух недель до месяца. В течение этого времени Гражданский Совет организует групповые (но анонимные) онлайн-занятия по военной медицине, по украинскому языку, предлагает подтянуть физическую форму. В это же время мы проводим онлайн видео-интервью с каждым добровольцем для уточнения мотивации. Доброволец подписывает соглашение и подписку, что не сотрудничает и не сотрудничал с российскими спецслужбами.
За 7-10 дней до транзита мы объявляем временной коридор для прибытия в страну транзита, покупаем билеты тем, кто не может сделать это сам и проводим zoom-инструктаж. Дальше всё по инструкции.
А.Р. Есть ли какое-то денежное довольствие для участников «военной оппозиции»? Допустим, человек хочет присоединиться к вам, но боится, что пока он будет воевать, у него закончатся деньги и ему станет нечего есть. Что можно сказать ему в этом случае?
Д.С. После проверки и курса военной подготовки доброволец заключает контракт с Интернациональным Легионом Вооружённых сил Украины. Контракт предполагает материальное и денежное довольствие – такое же, какое получают все украинские контрактники. Это примерно $800 базового оклада с существенными доплатами за дни, проведённые на передовой. До заключения контракта доброволец получает материальную поддержку от волонтёров Гражданского Совета, необходимое довольствие от ВСУ и волонтёров, работающих в Украине. Никто не голодает.
А.Р. Насколько понимаю, вступивший в Сибирский батальон сначала должен пройти военную подготовку у вас. До прохождения подготовки в бой он не вступает. Это так?
Д.С. Военная подготовка обязательна, проходит на территории Украины, на специальных полигонах с опытными инструкторами в течение примерно 2-х месяцев. Гражданский Совет участвует в организации подготовки только специальных групп. Но это обсуждается отдельно.
А.Р. Предположим, война завершилась. Что дальше делать участникам «военной оппозиции»? Ещё один страх россиян, рассуждающих о возможности вступления – это то, что после завершения войны их могут депортировать в Россию, либо не дать возможности остаться и работать в Украине. Подскажите, есть ли какие-то договорённости на эту тему? Нет ли, к примеру, договорённости с Украиной о предоставлении убежища участникам Сибирского батальона или других организаций после войны?
Д.С. Я могу говорить только за Сибирский Батальон. Во-первых, добровольцы получают военный билет, который выполняет во время войны роль ВНЖ. Во-вторых, возможно оформление украинского гражданства при отказе от российского. Это делается сейчас в индивидуальном порядке, но готовится специальный закон. Для добровольцев, граждан других стран, возможно двойное гражданство, и соответствующий закон уже обнародован. Для граждан РФ процедура другая, двойное гражданство не разрешено, требуется декларативный отказ от российского паспорта: декларативный, потому что официально по российскому законодательству отказаться от гражданства РФ практически невозможно. Поэтому Украина идёт навстречу – достаточно заявления.
А.Р. Рассматривается ли Сибирским батальоном цель установления контроля над каким-либо регионом России с целью создания Российской Республики? К примеру, Калининградской областью или приграничными с Украиной?
Д.С. Сибирский батальон – подразделение ВСУ, он ничего не рассматривает, он исполняет приказы командования. Другое дело, какие планы у вооружённого сопротивления, которое координируется Гражданским Советом, и к которому могут присоединиться после окончания контракта бойцы Сибирского Батальона и других подразделений. Конечно, у нас есть военный план, есть оценка необходимых ресурсов. В этом плане участвуют не только бойцы батальонов, но и участники вооружённого подполья и сети поддержки. Мы планируем смену правящего класса, трибунал по военным преступлениям, отстранение от власти силовиков и московской бюрократии, перенос основных политических и экономических управленческих функций в регионы и республики. Подробнее, боюсь, не стоит.
А.Р. Есть ли у вас в планах создание методических пособий для подпольных групп в России? О том, как вооружаться, как брать здания и так далее. В сети существуют множество «рецептов» изготовления зажигательных смесей и взрывчатки, но не факт, что они рабочие. Многим хотелось бы услышать рабочие рецепты из авторитетных источников. Конечно, в нашем журнале мы не опубликуем – у нас журнал вообще ни к чему не призывает. И мы не призываем вступать в Сибирский батальон, мы просто освещаем редкую информацию. Но, мало ли, может вы подскажете интересующимся, чтобы они не доставали нас с вопросами?
Д.С. Рекрутинг в вооружённое подполье мы готовы обсуждать только по безопасной связи, пожалуйста – пишите заявки в гугл-форму, и мы организуем коммуникацию. По поводу второго вопроса «рецепт» всё тот же – подавайте заявку. Публиковать в журнале, конечно, не нужно. Мы вообще категорические противники самодеятельности в таких делах. Профессиональное подполье не только эффективнее, но и не должно заканчиваться обвинениями в терроризме его участников.
Источники
- Denis Sokolov // Academia.edu (www.academia.edu). [Электронный ресурс]. URL: https://csis.academia.edu/DenisSokolov (Дата обращения: 16.02.2024).
- Agnieszka Pikulicka-Wilczewska. Insight: How Russians end up in a far-right militia fighting in Ukraine // Reuters (www.reuters.com). 11 мая 2023 года, 12:00. [Электронный ресурс]. URL: https://www.reuters.com/world/europe/how-russians-end-up-far-right-militia-fighting-ukraine-2023-05-11/ (Дата обращения: 16.02.2024).
- Pilar Bonet. ‘The alliance of Ukrainians and Russians fighting against Putin is forged in blood’ // El Pais (english.elpais.com). 12 июня 2023 года, 14:43. [Электронный ресурс]. URL: https://english.elpais.com/international/2023-06-12/the-alliance-of-ukrainians-and-russians-fighting-against-putin-is-forged-in-blood.html (Дата обращения: 16.02.2024).
- Минюст России внес «Гражданский совет» в перечень нежелательных организаций // Коммерсантъ (www.kommersant.ru). 21 ноября 2023 года, 20:52. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6351167 (Дата обращения: 16.02.2024).
- Civic Council // YouTube (www.youtube.com). [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/channel/UCCoa5mQQDCvIcIGG5ldJ01Q (Дата обращения: 16.02.2024).